Корреспондент делится личными наблюдениями и советуется с доктором
В относительно полную маршрутку входит молодая будущая мама. Все сидячие места заняты. Народ, едва завидев её, начинает отводить глаза и тщательно изучать заоконные пейзажи. Знакомая ситуация?
На собственном опыте
Ну и вправду: поберегла бы малыша, не таскалась бы по троллейбусам и маршруткам. Никто вам, барышня, уступать место не обязан. Ваша беременность – ваша проблема. И ребёнка заводить вас никто не заставлял – сами захотели. Ишь, место ей уступи. Молодая, постоит. Беременность не болезнь!
Всё это с выражением написано на лицах многих пассажиров. А она стоит. И никого не просит уступить место. Потому что выражение лиц такое, что лучше постоять. Беременность же не болезнь. И водитель на ситуацию не реагирует. Ему за дорогой надо следить.
Вдруг – резкое торможение: машина, что ехала впереди, внезапно сбросила скорость и остановилась. Весь салон по инерции мотнуло сначала в одну сторону, потом в другую. И беременную, которая стоит, тоже. Кого‑то задела огромным животом («Женщина! Вы смотрите, куда падаете!»), слёзы на глазах (потому что и у здорового человека мышцы болят при резком движении).
Она всем мешает. Потому что все в маршрутке понимают, что место надо уступить. Но не хочется. А она стоит немым укором. И никто её не просил беременеть, сама решила. А беременность не болезнь!
Это, конечно, картинка утрированная, собирательная. Но её вариации я ежедневно наблюдаю в белгородском общественном транспорте. Справедливости ради скажу, что и уступают место будущим мамам не так уж редко. Но чаще – отводят глаза. Стараются не замечать. И от этого как‑то пакостно на душе. Потому что я этих женщин понимаю: у меня трое детей, и много раз бывало, когда в маршрутке все сидячие места были заняты, и стояла я одна. С пузом. А все отводили глаза.
Тему эту люди очень любят обсуждать в соцсетях. От комментариев порой случается нервный тик: люди не просто негативно, а с какой‑то бешеной агрессией нападают на беременных, которые осмелились войти в общественный транспорт. Ну, чтобы в поликлинику, например, съездить.
Народ, вы в курсе, что будущие мамы в женскую консультацию должны ходить ежемесячно, ещё и анализы сдавать раз-два в месяц, а не все поликлиники расположены возле дома? В магазин иногда тоже надо смотаться. И другие дела у беременных есть, представляете? Особенно когда в семье ещё есть дети и с ними надо в школу, в кружок, на тренировку, в магазин и обратно. А бабушки есть не у всех. И мужья, как правило, в рабочее время работают. И личное авто не во всех семьях есть. В общем, представим ситуацию, что этой несчастной беременной куда‑то непременно надо съездить и никто за неё это сделать не может. Вот и приходится лезть в автобус или троллейбус.
Народ у нас любит всем советовать, как жить. Журналистам – как писать. Учителям – как детей учить. Врачам – как лечить. Ну и так далее. Вот с такой логикой многие и живут. Тяжело во время беременности ездить в транспорте? Сиди дома или езди на такси. Или пусть муж тебя на машине возит. А если не заработал на машину, то чего детей заводить и ныть потом, что денег не хватает?..
Ага, у вас, диванных экспертов, не спросили.
Вы‑то сами почему в маршрутке ездите? А не в такси и личном авто? Судить других – оно завсегда легче и приятнее. Потому что от других всегда какой‑то себе, любимому, дискомфорт получается. Только урвёшь местечко в автобусе, расслабишься, а тут – беременные, бабульки с дедульками, мамаши с маленькими детьми… И все на тебя смотрят выжидательно.
Оппоненты обычно говорят: а если человек больной едет (на лице‑то не написано, что ему плохо) или рабочий с ночной смены? Почему они должны уступать? Да, не должны. Только я очень сомневаюсь, что с утра до вечера в маршрутках и троллейбусах ездят рабочие после ночных смен. Не утрируйте, товарищи.
На взгляд медика
Беременность – очень сложный механизм, говорит Людмила Кропанина, врач общей практики, заведующая отделом медицинской организации областного Центра мед профилактики. Она более десяти лет проработала в родильном доме неонатологом – врачом, который следит за здоровьем новорождённых детей.
«В этот период, – поясняет она, – в организме женщины происходят серьёзные перемены. Поэтому огромную роль играет обстановка, в которой женщина вынашивает ребёнка, её психоэмоциональное состояние. Если мама получает негатив, если она расстроена – это самым непосредственным образом отражается на малыше».
А теперь – о транспорте. Когда вы заходите в троллейбус или автобус, обратите внимание на таблички над первыми рядами кресел. Там указано, что это места для пассажиров с детьми, беременных и инвалидов. Такие указатели есть во многих троллейбусах и автобусах. Это предусмотрено правилами перевозки пассажиров.
«Поэтому беременные и пожилые люди не должны никому ничего доказывать и ни у кого ничего просить: эти места – для них! – считает Кропанина. – Другое дело, что ни пассажиры, ни даже водители об этом не думают. И многие пассажиры недовольны, если их просят уступить даже эти места. А должно быть так: я не пожилой человек, не инвалид, не беременная – значит, я туда не сажусь. И если занимаю это место – уступлю».
Первая половина беременности более критична, чем вторая, потому что редко проходит без повышенного тонуса и всегда есть угроза выкидыша. Токсикоз опять же. А живот ещё не вырос. И вот стоит такая будущая мама в автобусе, её тошнит, в животе спазмы, голова кружится, попросишь место уступить – получишь в ответ такое… Никто ж ведь не поверит, что беременная. А сесть бы ей надо, потому что женщина может и сознание потерять.
«Что такое тонус? Это сужение сосудов матки, – комментирует доктор. – Его могут спровоцировать много факторов: и переживания, и физические нагрузки, и недостаток кислорода, и тряска в автобусе. А если сосуды сужены, то малышу поступает мало кислорода, это может вызвать гипоксию (кислородное голодание) плода. На ранних сроках беременности, когда как раз формируются нервная система и внутренние органы, гипоксия очень опасна. Она может привести к болезням нервной системы, замедленному развитию ребёнка, даже к физическим аномалиям».
Более того, учёные уже доказали, что трудности в школе и проблемы с поведением, гиперактивность – это тоже следствие внутриутробного кислородного голодания. Каждый стресс для матери – это прежде всего стресс для ребёнка.
«Если тонус матки возникает во втором (с 3-го по 6-й месяцы) и третьем (с 7-го по 9-й месяцы) триместре беременности, – нужно максимально снизить физическую активность, – продолжает Людмила Кропанина. – Малыш, который недополучает кислорода, беспорядочно мечется внутри матки, это вызывает у женщины боли и другие неприятные симптомы. А главное – может привести к преждевременным родам, выкидышу на позднем сроке».
В третьем триместре беременности женщине тяжело стоять потому, что плод уже крупный, малыш давит на диафрагму, поэтому будущей маме тяжело дышать. Даже небольшая физическая активность вызывает усталость и одышку. Да и сидеть при этом тяжело – так давление на диафрагму ещё больше возрастает, поэтому часто женщины на последних сроках и не садятся в транспорте. Тут главное – дать женщине возможность стать в такое место, чтобы её не толкали и не было сильной тряски в автобусе. Будущей маме тяжело держать равновесие – ведь она несёт дополнительные 10 кг может легко упасть, потерять сознание.
«Даже сами женщины порой забывают, что во время беременности более остро реагировали на всякий негатив, чаще плакали, обижались на что‑то. За это ответственны гормональные изменения, которые происходят в организме. Беременную очень легко обидеть, достаточно грубого слова. Потом, к концу беременности, гормональный фон стабилизируется, чувствительность уравновешивается, но, как мы уже говорили, любой негатив может вызвать у будущей мамы слёзы и обиду. А ведь малыш всё это чувствует!»
Делаем вывод. Беременность не болезнь, но тряска, толкание, нарушение равновесия, риск упасть или удариться, эмоциональный дисбаланс – всё это может серьёзно сказаться на здоровье малыша.
«Уступить место будущей маме – это значит поберечь будущего ребёнка. Женщина, безусловно, должна чувствовать и понимать, когда можно отправиться куда‑то на общественном транспорте, а когда от поездки лучше отказаться, – убеждена доктор. – А тех, кто пишет негативные отзывы о том, что никто ничего беременным не должен… Мне кажется, что эти люди погрязли в глубоких комплексах. Возможно, окружающие их воспринимают не так, как они сами хотят и мечтают».
Елена Мельникова
Читайте также