Сформировавшаяся некоторое время назад в Тихоокеанском регионе антикитайская военная коалиция США, Великобритании и Австралии под названием AUKUS полагает, что, в отличие от украинского конфликта, вероятная новая война будет вестись исключительно на основе технологий XXI века.
Высокотехнологичный альянс
Новейшая технология, объединяющая искусственный интеллект с беспилотными летательными аппаратами, готова к боевому применению после серии проведённых участниками AUKUS испытаний.
По данным оборонных агентств всех трёх стран альянса, передовая технология обнаружения испытывалась на возможность БПЛА "выполнять свои задачи и сохранять сетевое соединение" в многодоменных боевых пространствах, включая наземное, морское, воздушное и киберпространство.
В рамках второго направления все три страны AUKUS работают над гармонизацией технологий искусственного интеллекта для применения в сфере обороны и безопасности, в основном в условиях растущей опасности военной экспансии Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.
По данным Пентагона, интегрированная технология ИИ-БПЛА призвана "минимизировать время между обнаружением целей, принятием решения, как реагировать, и реагированием на угрозу".
"После того как новые сенсорные системы будут доведены до совершенства и интегрированы в национальные платформы, они будут предоставлять более надёжные данные, которые командиры смогут использовать для принятия оптимальных решений, а военнослужащие - для более оперативного реагирования на кинетические угрозы. Всё это позволит проводить бесперебойные совместные и комбинированные военные операции с участием различных служб и стран", - говорится в заявлении Министерства обороны США.
Конвейер искусственного интеллекта
Одним из примеров системы, протестированной в ходе испытаний технологии автономного и устойчивого искусственного интеллекта (RAAIT), стало использование картографического приложения, известного как тактический штурмовой комплект.
Программное обеспечение помогло британскому беспилотнику обнаружить местоположение сил противника, используя "оперативные корректировки", основанные на данных, собранных им совместно с отдельным беспилотным летательным аппаратом, который предоставил подробные изображения.
Затем скоординированная информация отправлялась "офицеру ИИ" в Центре тактических операций, который обеспечивал человеческий контроль до того, как австралийский БПЛА XT-8 мог быть запущен для нанесения удара.
"Раньше каждая страна использовала собственные наборы данных для разработки отдельных моделей и их развёртывания на собственных платформах. В рамках RAAIT мы усовершенствовали конвейер ИИ, сосредоточившись на взаимозаменяемости и совместимости, что позволяет использовать любые комбинации наборов данных, моделей, алгоритмов и платформ во всех трёх странах", - отметила главный директор Trusted AI and Autonomy (AIA) в Управлении заместителя министра обороны по исследованиям и инжинирингу Кимберли Саблон.
Полученные в ходе совместных испытаний результаты будут использованы для создания "экосистемы AIA", которая может применяться в оперативных целях всеми тремя странами.
"Наша цель - достичь точки, когда у нас будет взаимозаменяемый и совместимый, но надёжный конвейер. Возможность собирать данные, обучать наши системы ИИ, проводить тестирование и оценку, адаптироваться к непредвиденным угрозам менее чем за десять часов на периферии - это огромная веха для нашего партнёрства", - говорит Саблон.
Китай не дремлет
Попытка объединить и согласовать действия союзников против одного противника при помощи ИИ - одна из сложнейших тактических задач. Несмотря на полученные в ходе учений хорошие результаты, нет никакой уверенности, что в реальных боевых условиях они окажутся столь же хороши.
Окончательным критерием оценки станет боевое применение новейших систем ИИ в регионе. Неизвестно, что в этом случае сможет противопоставить альянсу его противник - Китай, тоже располагающий достаточными технологическими и материальными ресурсами в области "боевого" ИИ.