Эта фотография является одним из самых ранних известных примеров автопортретов в творческой карьере Клод Каон (годы жизни 1894-1954), она демонстрирует собой напряжённый и проницательный взгляд ещё юной девушки. Голова художницы поразительно и смущённо бестелесна, это может навести на мысль о внутреннем дисбалансе, как будто её голова непропорционально тяжела, а тело на фото и вовсе излишне.
Искусствовед Сара Хоугейт, специализирующаяся на творчестве Каон, утверждает следующее:
«Лёжа в постели с натянутыми до подбородка простынями она выглядит как инвалид на больничной койке».
А это может предполагать собой визуальную отсылку к периодам острой депрессии, от которой страдали и сама Каон, и её родная мать. И действительно, данную линию интерпретации можно продолжить, поскольку на самом деле оказывается, что эта молодая девушка лежит в морге мёртвой. Необычно, хотя и явно смертоносно, глаза Каон широко открыты и определённо живы, вполне возможно, они попросту постоянно отягощены внутренним знанием более тёмных и скрытых аспектов жизни.
Длиннющие распущенные волосы художницы живут своей собственной жизнью и сразу напоминают нам Медузу Горгону – древнегреческую мифическую и могущественную женщину-монстра, голова которой была покрыта вместо волос змеями, и чей взгляд мог моментально обращать мужчин в камень. Из этой интерпретации становится ясно, что Каон не имеет абсолютно никакого намерения, как это было весьма типично для тех времён, угождать собой мужчинам. Вместо этого мастерица бросает вызов зрителю и задаёт ему вопросы, признавая эмоцию женской ярости, которую общество и отдельные люди в частности продолжают изо всех сил пытаться выразить и по сей день.
Хотя в постели Каон и не выглядит сонной, выздоравливающей, она также сексуально недоступна, как можно было бы запросто ожидать от юной девушки из 1914 года, которой уже исполнилось восемнадцать лет. Вместо этого её образ, скорее всего, представляет собой комбинацию депрессивного, разгневанного и активного художника, все из которых были неслыханными характеристиками для женщины того периода и с которыми до сих пор многим приходится бороться. В резком контрасте с такой картиной, как «Олимпия» (1863 год) кисти Эдуарда Мане (годы жизни 1832-1883), «Автопортрет в Юности» от Каон является тихо революционным. Он вновь представляет нам сложное и стойкое присутствие головы древней женщины, давно заглушённой патриархальной иерархией.
- Художник – Клод Каон
- Название – «Автопортрет в Юности»
- Год создания – 1914
- Размеры – 11,1 х 8,3 сантиметра
- Материал – Желатин на серебряной печати
- Место нахождения – Наследие Джерси (остров Джерси, пролив Ла-Манш)