Найти тему
Мастер Творцов

Клод Каон – «Автопортрет, Голова Между Руками» (1920 год)

Клод Каон – «Автопортрет, Голова Между Руками»
Клод Каон – «Автопортрет, Голова Между Руками»

На этой поразительной фотографии художница Клод Каон (годы жизни 1894-1954) ещё больше переходит от детской и подростковой идентичности Люси Швоб (её настоящее имя) к гендерно-нейтральной личности своего альтер-эго по имени Клод Каон. Длинные волосы исчезли, их заменил гладко выбритый скальп, лишающий всех традиционных ассоциаций привлекательности, возникающих между женщинами и их распущенными локонами. Лысый автопортрет стал одним из многих, сделанных девушкой в том же 1920 году. Данная версия имеет явную отсылку к экзистенциальному образу норвежского художника Эдварда Мунка (годы жизни 1863-1944) и его работы «Крик» (1893 год); в то время как другое творение изображает Каон, одетой в мужской костюм, из под которого торчат кисти рук; а ещё одна безволосая фотография изображает собой художницу со скрещенными ногами в профиль, она медитирует в позе монашки.

Все три изображения представляют собой видение гендерной нейтральности, которое создавалось в период погружения в процветающее парижское лесбийское авангардное сообщество, они отлично иллюстрируют личный путь Каон в те времена. И действительно, примечательно, что во всей послевоенной Европе общий вопрос о гендерных конструкциях в итоге стал очень и очень значительным. Это определённо относилось и к Фриде Кало (годы жизни 1907-1954), которая на семейных фотографиях 1920-ых годов обычно носила на себе мужской костюм, а в 1940 нарисовала картину, известную как «Автопортрет с Обрезанными Волосами».

В отличие от весьма выразительного лица, неоднократно нарисованного Мунком, у Каон конкретно здесь вид отстранённости и общего отсутствия каких-либо чувств. Таким образом, скорее всего, то, как руки художницы располагаются по обе стороны от пустого лица, сделано не только для того, дабы напомнить об интенсивности человеческих переживаний, таких как уже упомянутая нами ранее картина «Крик», но и для того, чтобы тем самым создать иллюзию того, что Каон держит перед своим лицом всего лишь маску. Под сильным влиянием участия в современном экспериментальном театре, перформативности дадаизма и общего интереса к африканскому художественному искусству, Каон ссылается на маски и во многих других своих произведениях искусства.

Мотив маски широко исследовался ещё в 1905 году, когда Пабло Пикассо (годы жизни 1881-1973) изображал на своих полотнах Гертруду Стайн (годы жизни 1874-1946) – поэтессу-лесбиянку, находившуюся в самом центре парижской салонной культуры начала XX столетия – наполняя её присутствие на картинах вечным весом и андрогинностью. Маска как таковая может намекнуть нам на скрытые глубины идентичности, которые социальный конформизм регулярно отрицает. Каон прекрасно использует сию метафору и, как кажется, даже затрагивает современные теоретические дискуссии, которые связывают собой маски с ежедневным принятием/неприятием идентичности и гендерных представлений.

Однако фотография – это далеко не только комментарий к изменению гендерной политики. Будучи еврейкой, чья физически урезанная идентичность стала бесполой из-за удаления волос, её образ навязчиво предвкушает отвратительные преступления Холокоста. Более того, он повсеместно оплакивает прошлые, настоящие и будущие злоупотребления, которым уже подверглись или же всё ещё будут подвержены женщины, выделяющиеся на фоне остальных как немного «другие». К примеру, те, кого в XVI веке называли «ведьмами»; или те женщины, которые во времена Второй Мировой войны заводили себе любовников среди немецких солдат. Многие из них подверглись «наказаниям» за то, что на самом деле является свободной жизнью, после чего все они были обязаны обрить головы.

  • Художник – Клод Каон
  • Название – «Автопортрет, Голова Между Руками»
  • Год создания – 1920
  • Размеры – 13,9 х 9 сантиметров
  • Материал – Желатин на серебряной печати
  • Место нахождения – Наследие Джерси (остров Джерси, пролив Ла-Манш)