В детских общеобразовательных учреждениях нужно обеспечивать не только безопасность для ребенка, но и все для его эмоционального комфорта и обучения. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) — место в общеобразовательном учреждении, которое дополнено специальным оборудованием и инструментами для игр и занятий. Все элементы и предметы должны быть разработаны с учетом особенностей и возрастных различий детей.
Выстраивать полноценную работу РППС нужно на основе тесного сотрудничества детей и взрослых:
- отвечать интересам каждого ребенка, раскрывать потенциал и гармонично его развивать;
- поддерживать мотивацию педагогов;
- вовлекать родителей.
Обустройство пространства необходимо для физического, речевого, творческого и социального развития детей. Многогранность возможностей позволяет расширить и области применения предметов. Например, сухой бассейн нужен для развития сенсорных систем организма и снятия напряжения, но его наполнение можно использовать и для игр на улучшение координации. Подобные возможности развивают воображение и творческий взгляд на мир, а также логику и усидчивость.
Обязательные требования для РППС
Вне зависимости от типа ДОУ, видов активностей и оснащения, развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать:
- Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
- Правилам и мерам регламента безопасности.
- Возрастным параметрам детей.
- Санитарным, социальным и медицинским условиям по требованиям к оснащению ДОУ.
- Материально-техническим параметрам.
Принципы создания РППС по ФГОС
Развивающая среда должна являться основой, которая раскрывает возможности и потенциал ребенка, а также:
- Поддерживает и укрепляет навыки и здоровье с учетом возраста и способностей.
- Предоставляет индивидуальное обучение, то есть свободный выбор активности самим ребенком.
- Формирует и поддерживает уверенность в самом себе.
- Создает равные условия для всех детей.
- Знакомит с историей и культурой страны и региона, в зависимости от локации.
- Сохраняет традиции разнообразия народов России.
- Формирует нравственные ценности и патриотизм.
- Поддерживает семейные традиционные ценности.
Пространство не должно быть статичным: оно видоизменяется с учетом особенностей и возраста детей и обязательно отвечает следующим факторам.
Безопасность
Речь не только про безопасность для здоровья ребенка, но и соблюдение санитарно-эпидемиологического и противопожарного регламентов для ДОУ и наличие подтверждающих документов.
Многофункциональность
Разнообразные активности, которых можно добиться, например, наличием предметов для множества вариантов сочетаний. Будь то ширма, спортивные маты, мягкая мебель и интерактивные системы.
Вариативность
Возможность менять активности и игровые материалы с учетом образовательного направления. Например, проводить игровые обучающие занятия с использованием специальных интерактивных досок.
Доступность
Расположение предметов в пространстве должно быть в свободном и легком доступе для детей вне зависимости от их особенностей и состояния здоровья.
Сбалансированность
Гармоничное сочетание классических предметов и современных возможностей для полноценного погружения ребенка во всестороннее обучение.
Информативность
Игры и предметы должны быть понятны для детей разных способностей и возраста.
Разнообразие
Наличие разных возможностей для обучения и занятий спортом с учетом интересов детей, заботой о вовлеченности каждого и с потенциалом попробовать новое.
Этапы создания РППС
Мы уже обсудили обязательные требования и принципы создания развивающей среды, а теперь рассмотрим пункты, которые необходимы для ее воплощения.
- Оценить и проанализировать возможности обустройства и комплектации с помощью методических материалов.
- Изучить программу ДОУ и ее особенности, узнать запросы родителей и детей.
- Составить список необходимых инструментов и оборудования.
- Сформировать перечни обеспечения и внести в паспорта кабинетов ДОУ.
- Составить схему с расположением оборудования и мебели с возможностями изменений при использовании.
- Установить оборудование и наполнить зону игровыми предметами.
- Анализировать удобство расположения, менять и дополнять пространство по необходимости.
Оснащение для ДОУ от компании АЛМА
Большая задача скрывается между пунктами выбора оборудования и его установкой. Инвентарь и предметы в детской зоне должны отвечать большому количеству правил и учитывать как пожелания родителей, так и особенности детей. Мы в компании «АЛМА» создали комплексное решение для функциональной развивающей среды и дополнительное оборудование, которое соответствует всем требованиям ФГОС, имеет необходимые документы и сертификаты и может быть использовано в программе «Доступная среда». Подходит для обустройства развивающих центров и детских садов.
Продукций «АЛМА» соответствует запросам потребителей:
- Возможность изменений для нужд пространства.
- Современный и эргономичный дизайн.
- Суть и наполнение, которые способствуют активности, развитию и подходят для сюжетных игр.
- Комфорт при использовании.
- Безопасность и соответствие государственным стандартам.
Все продукты компании помогают развивать физические, умственные, творческие и социальные навыки. Предметы разработаны профессионалами с учетом возрастных особенностей детей. Наши специалисты установят оборудование и протестируют его перед передачей в эксплуатацию.