Территория нынешней Самарской области дважды за свою историю служила государственным форпостом - в XII-XIII столетиях являясь южной границей Волжской Булгарии и став четыре века спустя восточным рубежом Русского государства с центром в крепости Самара.
Летописи иноземных путешественников XIV-XV веков упоминают поселение «Самар» - бревенчатую крепость с часовней, где «люди боярской службы» предлагали путешественникам пристань. После присоединения в 1550-м году Казанского ханства к России для защиты от возможных набегов кочевников началось возведение городов-крепостей – Уфы, Самары, Саратова.
Первоначальное население Самары было временным - состояло из служилых людей , покидавших крепость по истечении годичной службы. Постоянный контингент начал формироваться при Петре Первом, когда Самару переименовали в город, а жителей наделили землей. К этому времени и служилые люди, и иноземцы успешно занимались торговлей, вокруг города сложились несколько застав и торговых мест, а во внутренней планировке начало складываться крестообразное пересечение улиц. В 18-м столетии сплошь деревянная застройка растущего города не раз уничтожалась пожарами.
Получив в 1780-м году уездный статус, Самара получила и составленный симбирским землемером А. Сахаровым первый «геометрический план», наложенный на сложившуюся разметку улиц. Конфирмованный в 1804-м второй регулярный план уездной Самары добавил к предыдущему еще ряд кварталов, по третьему «геометрическому плану» работы губернского «чертежного землемера» Фокина от 1840-го года городская застройка дошла до ул. Симбирской (Ульяновской)
К этому времени относится строительство на наиболее ранних продольных улицах – нынешних Водников, Алексея Толстого и Степана Разина - первых каменных домов : так же усадебного типа, высотой в один этаж с использованием довольно монотонных «образцовых проектов» в духе позднего классицизма.
Доживший до наших дней образец самарского зодчества «уездной эпохи» можно увидеть на перекрестке улиц Степана Разина и Комсомольской. Первым его владельцем архивные документы называют самарского мещанина Осипа Григорьевича Гурова. В 1850-м году угловой одноэтажный каменный дом в три окна по Вознесенской и в пять окон по Успенской уже значился в налоговых ведомостях. Выглядел, надо думать, солидно, брутально и незатейливо, как все строения тех лет. Представление о первоначальном облике дает ряд прямоугольных оконных проемов с лучковыми перемычками, обрамленных массивными профилированными наличниками, подчеркивающими толщину стен.
О хозяине усадьбы сведений немного - известно только, что был дважды женат. В с первой супругой Еленой Яковлевной имел четверых сыновей, во втором браке с мещанской дочерью Маврой Ивановной родились еще двое.
В июне 1869-го года О.Г. Гуров обратился в губернское правление за разрешением на пристройку к существующему зданию со стороны двора двухэтажного каменного амбара и каменной прачечной. В течение пяти лет в глубине усадьбы так же были отстроены погреб и конюшня.
В 1882-м году вся недвижимость Осипа Гурова оказалась в собственности его шестерых сыновей-наследников, спустя год продавших усадьбу Ф.Е. Синельникову. При новом владельце усадьба претерпела ряд преобразований –амбар превратился в жилое помещение с антресольным этажом, на который вела лестница из пристроенного со стороны ул. Вознесенской объема парадного входа, во дворе был выстроен каменный флигель. Думается, тогда же получили живописное убранство в стиле неоренессанса и уличные фасады - вошедшее в начале 1880-х в моду эклектичное направление с чертами архитектуры Возрождения вполне подходило для демонстрации достатка, вкуса и респектабельности.
Трехчастную композицию со стороны улицы Комсомольской формировали обрамляющие центральное окно каннелированные пилястры. Такие же пилястры фланкировали углы, подоконный карниз-валик отделял цокольную часть с поясом подоконных ниш-ширинок. Окна получили завершение в виде профилированных прямых сандриков с круглой бровкой посередине, опиравшихся на каннелированные лопатки с капителями. Под сандриками располагались лепные картуши с волютами в окантовке растительных узоров.
Богатством и пластикой выделялся оформленный в виде аркатурного пояска фриз под массивным венчающим карнизом - утопленные внутрь «нишки» заполняли листья аканта, выступающие наружные части украшали круглые узорчатые розетки, так же дополненные растительными мотивами. От плоскости стены фриз отделялся профилированными тягами и пояском сухариков. Двухчастный фасад со стороны ул Вознесенской с выделенным пилястрами объемом парадного входа справа имел аналогичное оформление.
С 1900 г. владельцем дворового места стал вологодский потомственный почётный гражданин Иван Алексеевич Сосульников, служивший помощником начальника одного из участков Северной железной дороги и оказавшийся в Самаре, вероятно, по делам служебным. Сам хозяин проживал с женой двумя сыновьями в принарядившемся угловом особнячке, одноэтажный дом во дворе занимала прислуга. Вероятно, И.А. Сосульников так же проводил в усадьбе некоторые усовершенствования: проем бокового освещения ведущей на антресоли лестницы с изящной мелкой расстекловкой явно отсылает нас к эпохе модерна.
В 1910 г. участок со строениями был продан И.М. Ландеру и С.Ц. Рейхштадт, ставшим последними дореволюционными собственниками. Сведения о них исчерпываются фактом, что Исаак Ландер в 1927-м фигурировал в списке лиц, лишенных избирательных прав. Еще до того – в 1919-м - усадьбу муниципализировали, и она ожидаемо превратилась в коммунальное жилье. Угловой дом, принятый решением Куйбышевского облисполкома на охрану в качестве памятника архитектуры еще в мае 1987-го года, по мере сил хранил былую красоту, пока не настала новая эпоха – эпоха сайдинга!
Примерно в 1990-м фасады одного из старейших в квартале – да и во всем городе - здания были обшиты пластиковыми панелями, и от былой красоты остались лишь два окна со стороны Комсомольской. Градозащитники робко говорят, что при ненадлежащем содержании памятника УГООКН может инициировать смену собственника путем проведения аукциона – но подобных прецедентов в Самаре пока не наблюдалось.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете