Найти тему

В Самару! Памятник времен уездного городка, следы эпох классицизма, неоренессанса, модерна - и эпохи сайдинга

Территория нынешней Самарской области дважды за свою историю служила государственным форпостом - в XII-XIII столетиях являясь южной границей Волжской Булгарии и став четыре века спустя восточным рубежом Русского государства с центром в крепости Самара.

Гравюра из книги Адама Олеария "Путешествие в Московию", 1636г.
Гравюра из книги Адама Олеария "Путешествие в Московию", 1636г.

Летописи иноземных путешественников XIV-XV веков упоминают поселение «Самар» - бревенчатую крепость с часовней, где «люди боярской службы» предлагали путешественникам пристань. После присоединения в 1550-м году Казанского ханства к России для защиты от возможных набегов кочевников началось возведение городов-крепостей – Уфы, Самары, Саратова.

Справа - нынешняя ул. Степана разина с застройкой "уездных времен"
Справа - нынешняя ул. Степана разина с застройкой "уездных времен"

Первоначальное население Самары было временным - состояло из служилых людей , покидавших крепость по истечении годичной службы. Постоянный контингент начал формироваться при Петре Первом, когда Самару переименовали в город, а жителей наделили землей. К этому времени и служилые люди, и иноземцы успешно занимались торговлей, вокруг города сложились несколько застав и торговых мест, а во внутренней планировке начало складываться крестообразное пересечение улиц. В 18-м столетии сплошь деревянная застройка растущего города не раз уничтожалась пожарами.

Комсомольская, 29 / Степана Разина, 23
Комсомольская, 29 / Степана Разина, 23

Получив в 1780-м году уездный статус, Самара получила и составленный симбирским землемером А. Сахаровым первый «геометрический план», наложенный на сложившуюся разметку улиц. Конфирмованный в 1804-м второй регулярный план уездной Самары добавил к предыдущему еще ряд кварталов, по третьему «геометрическому плану» работы губернского «чертежного землемера» Фокина от 1840-го года городская застройка дошла до ул. Симбирской (Ульяновской)

Узоры, достойные княжеских теремов, появились на фасадах в эпоху неоренессансной эклектики
Узоры, достойные княжеских теремов, появились на фасадах в эпоху неоренессансной эклектики

К этому времени относится строительство на наиболее ранних продольных улицах – нынешних Водников, Алексея Толстого и Степана Разина - первых каменных домов : так же усадебного типа, высотой в один этаж с использованием довольно монотонных «образцовых проектов» в духе позднего классицизма.

Фото 1980-х
Фото 1980-х

Доживший до наших дней образец самарского зодчества «уездной эпохи» можно увидеть на перекрестке улиц Степана Разина и Комсомольской. Первым его владельцем архивные документы называют самарского мещанина Осипа Григорьевича Гурова. В 1850-м году угловой одноэтажный каменный дом в три окна по Вознесенской и в пять окон по Успенской уже значился в налоговых ведомостях. Выглядел, надо думать, солидно, брутально и незатейливо, как все строения тех лет. Представление о первоначальном облике дает ряд прямоугольных оконных проемов с лучковыми перемычками, обрамленных массивными профилированными наличниками, подчеркивающими толщину стен.

Фасад со стороны ул. Степана Разина. Сбоку - проем, освещающий лестницу на антресольный этаж
Фасад со стороны ул. Степана Разина. Сбоку - проем, освещающий лестницу на антресольный этаж

О хозяине усадьбы сведений немного - известно только, что был дважды женат. В с первой супругой Еленой Яковлевной имел четверых сыновей, во втором браке с мещанской дочерью Маврой Ивановной родились еще двое.

-7

В июне 1869-го года О.Г. Гуров обратился в губернское правление за разрешением на пристройку к существующему зданию со стороны двора двухэтажного каменного амбара и каменной прачечной. В течение пяти лет в глубине усадьбы так же были отстроены погреб и конюшня.

-8

В 1882-м году вся недвижимость Осипа Гурова оказалась в собственности его шестерых сыновей-наследников, спустя год продавших усадьбу Ф.Е. Синельникову. При новом владельце усадьба претерпела ряд преобразований –амбар превратился в жилое помещение с антресольным этажом, на который вела лестница из пристроенного со стороны ул. Вознесенской объема парадного входа, во дворе был выстроен каменный флигель. Думается, тогда же получили живописное убранство в стиле неоренессанса и уличные фасады - вошедшее в начале 1880-х в моду эклектичное направление с чертами архитектуры Возрождения вполне подходило для демонстрации достатка, вкуса и респектабельности.

Сандрики повторяют солидный профиль оконных наличников
Сандрики повторяют солидный профиль оконных наличников

Трехчастную композицию со стороны улицы Комсомольской формировали обрамляющие центральное окно каннелированные пилястры. Такие же пилястры фланкировали углы, подоконный карниз-валик отделял цокольную часть с поясом подоконных ниш-ширинок. Окна получили завершение в виде профилированных прямых сандриков с круглой бровкой посередине, опиравшихся на каннелированные лопатки с капителями. Под сандриками располагались лепные картуши с волютами в окантовке растительных узоров.

-10

Богатством и пластикой выделялся оформленный в виде аркатурного пояска фриз под массивным венчающим карнизом - утопленные внутрь «нишки» заполняли листья аканта, выступающие наружные части украшали круглые узорчатые розетки, так же дополненные растительными мотивами. От плоскости стены фриз отделялся профилированными тягами и пояском сухариков. Двухчастный фасад со стороны ул Вознесенской с выделенным пилястрами объемом парадного входа справа имел аналогичное оформление.

Почти скульптурный декор
Почти скульптурный декор

С 1900 г. владельцем дворового места стал вологодский потомственный почётный гражданин Иван Алексеевич Сосульников, служивший помощником начальника одного из участков Северной железной дороги и оказавшийся в Самаре, вероятно, по делам служебным. Сам хозяин проживал с женой двумя сыновьями в принарядившемся угловом особнячке, одноэтажный дом во дворе занимала прислуга. Вероятно, И.А. Сосульников так же проводил в усадьбе некоторые усовершенствования: проем бокового освещения ведущей на антресоли лестницы с изящной мелкой расстекловкой явно отсылает нас к эпохе модерна.

-12

В 1910 г. участок со строениями был продан И.М. Ландеру и С.Ц. Рейхштадт, ставшим последними дореволюционными собственниками. Сведения о них исчерпываются фактом, что Исаак Ландер в 1927-м фигурировал в списке лиц, лишенных избирательных прав. Еще до того – в 1919-м - усадьбу муниципализировали, и она ожидаемо превратилась в коммунальное жилье. Угловой дом, принятый решением Куйбышевского облисполкома на охрану в качестве памятника архитектуры еще в мае 1987-го года, по мере сил хранил былую красоту, пока не настала новая эпоха – эпоха сайдинга!

16 апреля 2010 дом признан аварийным
16 апреля 2010 дом признан аварийным

Примерно в 1990-м фасады одного из старейших в квартале – да и во всем городе - здания были обшиты пластиковыми панелями, и от былой красоты остались лишь два окна со стороны Комсомольской. Градозащитники робко говорят, что при ненадлежащем содержании памятника УГООКН может инициировать смену собственника путем проведения аукциона – но подобных прецедентов в Самаре пока не наблюдалось.

-14

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете