Наследник русского престола, великий князь Александр Николаевич, с детства отличался впечатлительностью и импульсивностью, что в юношеском возрасте привело к чрезвычайной влюбчивости. Чтобы оторвать любвеобильного сына от предметов его увлечений, а часто ими становились фрейлины его матери, Николай I даже отправил сына в длительное путешествие. Конечно, оно преследовало и другие цели: завершение образование, знакомство с европейской жизнью. Важной целью поездки также был поиск подходящей невесты, желательно из немецких принцесс. Но русский наследник влюбился не в принцессу - он влюбился в английскую королеву.
Поездка в скучный Лондон
В 1838 году цесаревич Александр отбыл в путешествие по Европе. Путешествие было длительным, будущий император должен был объехать почти все европейские страны. Наконец через год, 2 мая 1839 года, Александр Николаевич с сопровождавшими его лицами прибыл в Великобританию. Это был не только ознакомительный, но и протокольный визит, он был приурочен к празднованию 20-летия юной королевы Великобритании – Виктории. В Лондон Александр ехал без особого желания, считая, что там ему придется терпеть скучное и утомительное, но важное дипломатическое мероприятие. В Лондоне он собирался, согласно составленному отцом плану, пробыть неделю, а затем отправиться домой.
На 4 мая у великого князя Александра Николаевича была назначена личная аудиенция у королевы Виктории. И после нее все пошло не по плану.
Шокирующий роман
Виктория вступила на английский престол в 18-летнем возрасте. В юности она была очень хороша:
«…очаровательная синеглазая красавица, с безукоризненными манерами и необычайно глубоким для ее возраста умом».
Она еще не была замужем, но на ее руку был претендент – саксонский принц Альберт из Саксен-Кобург-Готской династии. Хотя официальной помолвки еще не было: Викторию смущали и чрезмерная застенчивость жениха, и его субтильная внешность.
И вдруг на аудиенции в Букингемском дворце перед Викторией предстал высокий и статный, такой симпатичный и элегантный русский князь, к тому же прекрасно воспитанный и отлично образованный. Он сразу же произвел на юную королеву неизгладимое впечатление. В своем дневнике королева сделала запись:
«Великий князь безумно нравится мне. Он естественен и весел. С ним легко… Я восхищена».
Александр был менее впечатлен первой встречей, в письме отцу он отметил, что
«…она очень мала… но талия не хороша, и не могу сказать, чтобы она была ловка».
Но уже через несколько дней, когда начались балы и приемы, на которых молодые люди близко общались, они оба поняли, что влюбилась. Виктория признавалась в своем дневнике:
«Я совершенно влюбилась в великого князя, он прелестный, очаровательный молодой человек, когда начались танцы в красном зале, первую кадриль я танцевала с ним. Потом был вальс, я его пропустила, потом опять кадриль с г-ном Толстым, и снова вальс, который я просидела рядом с великим князем. С ним приятно и весело танцевать. Он такой невероятно сильный, так смело кружит, что я едва поспевала. Мы мчались вихрем. Маленький бал окончился около двух ночи. Никогда прежде я не была так счастлива».
Об отношении Александра к королеве написал его первый адъютант, полковник С.А. Юрьевич:
«На следующий день после бала наследник говорил лишь о королеве... Цесаревич признался мне, что влюблен в королеву, и убежден, что и она вполне разделяет его чувства...»
Прошла неделя, но русский цесаревич не собирался покидать Лондон. Молодые люди виделись каждый день. Стоило Александру прибыть в Букингемский дворец, как королева оставляла и дела, и других кавалеров, и проводила все время с русским великим князем.
Их встречи становились все более неформальными. Однажды Виктория и Александр просто шокировали общество своих поведением. Забыв о правилах этикета, принятых в высшем обществе, они в опере сидели в одной ложе, а во время антракта вообще закрылись, общались там наедине и никого не впускали.
Любовь, против которой были все
И свита Александра, и английский королевский двор были взволнованы не на шутку – если дело так пойдет и дольше, то может дойти и до свадьбы. Но в этом не был заинтересован ни английский, ни русский двор. Более того, и тот, и другой двор были категорически против. И для этого были веские причины.
- Если бы этот брак случился, то одному из супругов пришлось бы отказаться от своего престола.
- Мешал браку и вопрос религии. Королева Великобритании не могла исповедовать другой религии, кроме англиканской. Невеста наследника российского престола должна была принять православие.
В Россию, к Николаю I, полетели срочные донесения от спутников цесаревича. Одновременно придворные Виктории убеждали королеву, что допустить столь близкого, даже радикального сближения с Россией невозможно – такого никогда не было и не должно быть. Чтобы ограничить их встречи, Викторию срочно увезли в Виндзорский замок.
Последняя встреча
Путем увещеваний обеим сторонам удалось убедить и Викторию, и Александра в том, что на каждом из них лежит слишком большая ответственность, чтобы думать о личном счастье – они должны думать прежде всего об интересах своих государств.
Вскоре Александр получил письмо от встревоженного отца, который велел сыну немедленно вернуться домой. Цесаревич не смел ослушаться повеления императора. Его отбытие на корабле было назначено на 30 мая, а накануне произошла последняя встреча Александра и Виктории. Как бы ни были приближенные обеих сторон против их отношений, но они позволили влюбленным проститься наедине.
Об этой последней встрече Виктория в своём дневнике написала:
«Великий Князь взял мою руку и крепко сжал в своей руке. Был бледен, и голос дрожал, когда он говорил по-французски: "У меня нет слов, чтобы выразить все свои чувства". Добавил, как глубоко признателен за прием и надеется еще побывать в Англии. Он верит, что наша встреча будет залогом дружеских отношений между Англией и Россией. И тут он прижался к моей щеке, поцеловал меня так добро, сердечно, и мы опять пожали друг другу руки. Я ощущала, что прощаюсь с близким родным человеком…»
Перед отъездом великий князь подарил английской королеве овчарку по кличке Казбек. До конца своей жизни она была любимицей Виктории.
От любви к глубокой неприязни
В феврале 1840 года королева Виктория вышла замуж за принца Альберта. В браке родилось 9 детей.
В апреле 1841 года цесаревич Александр сочетался браком с Гессенской принцессой Марией. В браке родилось 8 детей.
И хотя, расставаясь, Александр и Виктория надеялись на установление между странами дружеских отношений, случилось совсем наоборот. В 1853 году началась Крымская война, в которой Россия и Англия воевали на противоположных сторонах. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов государства опять оказались врагами. А взаимная влюбленность Александра и Виктории вскоре переросли в глубокую взаимную неприязнь. Узнав о вступлении Англии в войну на стороне Турции, Александр II очень непочтительно отозвался о своей былой любви:
«Ах, эта упрямая старая английская дура!»
64-летнее правление королевы Виктория отличалось русофобской политикой.
И все-таки они породнились!
И хотя у Александра и Виктории не получилось связать свои судьбы, и несмотря на их взаимную неприязнь, судьбы их детей и внуков все-таки оказались связаны.
Сначала породнились старший сын Виктории Эдуард, будущий король Великобритании, и сын Александра II Александр, будущий император России. Они женились на родных сестрах, принцессах Александре и Марии Датских. Сестры были очень похожи между собой.
Стоит ли удивляться, что родившиеся у них сыновья, будущие император Николай II и король Георг V, тоже были очень похожи друг на друга.
Другой сын королевы Виктории, принц Альфред Эдинбургский, в 1874 году женился на дочери Александра II, великой княжне Марии Александровне. Королева Виктория с большой неприязнью относилась к своей русской невестке и попортила ей много крови.
В 1884 году сын Александра II, великий князь Сергей Александрович, женился на Елизавете Гессен-Дармштадтской, которая была внучкой королевы Виктории.
А в 1894 году семейный союз создали внуки Виктории и Александра II – принцесса Алиса Гессенская стала женой последнего русского императора Николая II и сама стала последней русской императрицей.
Но установлению дружественных отношений между Россией и Великобританией эти браки не помогли.
О детских и юношеских годах императора Александра II: