Города порой бывают лишь фоном, а порой – настоящими участниками событий.
В советских фильмах большое значение придавали тому, где именно происходит действие. В том числе старались показывать масштаб, размах «от Москвы до самых до окраин», не упуская ни прибалтийских хуторов, ни сибирских деревушек, ни дальневосточных просторов, ни южных степей…
В целом же города, появлявшиеся (хоть полноценно, хоть мимолетно) в советских фильмах, можно условно разделить на следующие 3 вида.
1. Советские города
Безусловно, как и в кино любой страны:
1) столица СССР появлялась в кадре чаще.
- Так, московские районы даже попадали в названия фильмов – «Трактир на Пятницкой» 1978 г. Александра Файнциммера, «Огарева, 6» 1980 г. Бориса Григорьева, «Покровские ворота» 1982 г. Михаила Козакова, многие другие.
- Через столицу транзитом ездили в «Печках-лавочках» Василия Шукшина 1972 г., в «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии 1964 г. и проч.
- Москву будущего показывали в фантастических фильмах – в кино для детей «Гостья из будущего» Павла Арсенова 1985 г. и т. д. и т. п.;
2) затем по частоте появления стояли столицы союзных республик.
Допустим, в драме Григория Рошаля «Его превосходительство» 1927 г. показали Минск. В частности, в первых же кадрах можно было увидеть панораму города со стороны казачьего разъезда (Зыбицкая ул.), Троицкую гору и постройки бывшей земской больницы (ул. Богдановича);
3) потом шли города по уменьшению размеров.
Например, в комедии Леонида Гайдая «12 стульев» 1971 г. показали несколько городков, в том числе Чебоксары.
А в кино СССР Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» 1975 г. сняли Иркутск, куда приехали в ссылку некоторые из декабристов, а за ними последовали их жены;
4) попадали на экраны мелкие городки, села и даже одинокие делянки.
Так, кино СССР Виктора Трегубовича «Вот моя деревня» 1985 г. снимали в населенных пунктах и местечках Красноярского края: рядом с городом Шарыпово, в деревне Парная и др. И если вам ничего не говорят эти названия, то напомним: Шарыпово был столицей всесоюзной стройки КАТЭК. Кстати, Березовскую ГРЭС в кино Трегубовича тоже показали.
От больших городов до мелких, от поселков до бескрайних просторов – всё попадало в кадр.
К примеру, картину Андрея Кончаловского «Сибириада» 1978 г. логично снимали в Сибири – в окрестностях Томска, возле деревни Нагорный Иштан Томской области. А потом «по мелочи» доснимали в… Тверской области, прежде всего в деревне Савинские Горки, а также на нефтяных вышках в Татарстане.
А фильм СССР Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» 1967 г., хоть и был заявлен как научно-фантастический, но показывал реальность социалистических городов, в частности Северную столицу.
Детектив же Вениамина Дормана «Ошибка резидента» 1968 г. снимали в городах Светлогорск и Пионерский Калининградской области и даже в порту Пионерской базы океанического рыболовного флота.
Часто с экранов рассказывали об одном городе, а показывали другой. В основном по причине недоступности некоторых мест.
Так, уже названный Файнциммер в 1955 г. снимал «Овода» в Крыму, в частности в Ливадийском дворце, вообще нередко изображавшем в наших фильмах заграничную жизнь. Вот в данном случае он «играл роль» Италии. По иронии судьбы резиденция священника Лоренцо Монтанелли снималась во дворике, который так и назывался: Итальянский.
А для замечательного советского кино Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961 г. деревушку построили в месте, которое не сразу придет на ум в данном случае: в Мурманской области. Там рядом с городком Киров обустроили декорации.
Очевидно, во многом выбор места съемок был обусловлен тем, что именно на севере можно найти много снега, который так эффектно смотрится в кадре… и который был просто необходим по сюжету.
Поскольку дело происходило зимой, погода была соответствующей – северной. Морозы трещали 40-градусные. Бедолага Георгий Милляр, воплотившийся в нечистую силу, перед камерой прыгал в снег и в прорубь в легком тренировочном костюме. При этом на него еще и активно направляли ветродуи. Чтоб хоть как-то согреться, актер принимал внутрь… тройной одеколон. Просто больше ничего согревающего у участников съемок под рукой не оказалось.
Вот вам и колорит местности. :)
2. Зарубежные города
Чаще всего «забугорные» виды воспроизводили на родной территории (Прибалтика, Крым…), а то и в павильоне. Если выезжали за границу – то в основном в социалистические государства. Впрочем, удавалось снимать и в капстранах.
А именно – снимали:
- военное кино Трегубовича «На войне как на войне» 1968 г. – на советско-чехословацкой границе (а также у Хотинской крепости);
- кино Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» 1970 г. – в Стамбуле (причем подпольно, хотя и под контролем представителя Штатов!..), в болгарском Пловдиве (а также в Закарпатье, у озера Баскунчак Астраханской области, в Севастополе и рядом с ним, в Москве и рядом с ней, в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигорода и др.).
Словом, как говорил генерал Чарнота, «Россия, господа, не вмещается в шляпу»;
- эпопею Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» 1973 г. – в Берлине и саксонском Майсене (а также в Москве, Риге и грузинских городках и местностях);
- детектив Дормана «Возвращение резидента» 1982 г. – в Румынии (в том числе там имитировали жизнь Парижа), в Австрии (Альпийские горы изображали Швейцарию) (ну и по традиции – в Крыму);
- картину Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить…» 1984 г. – не только в Москве, но и в кубинской Гаване. А сначала вообще планировали поехать в Анголу, ведь действие книги Юлиана Семенова происходило в Африке;
- еще один детектив Дормана «Конец операции "Резидент"» 1986 г. – в Гамбурге и Вене (а также в Горьком (Новгороде))...
Да что там говорить – у нас даже в анимации умудрялись довольно достоверно и изящно изображать разные города! Особенно хочется отметить:
- Париж и Лондон – в советском мультфильме Ефима Гамбурга «Пес в сапогах» 1981 г.;
- Стокгольм – в мультфильмах СССР Бориса Степанцова «Малыш и Карлсон» 1968 г. и «Карлсон вернулся» 1970 г.
3. Вымышленные города
Так, в комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82» 1982 г. рассказывали о реально несуществующем Южногорске. Сняли же картину почти целиком в Крыму: в Феодосии и проч.
В фантастическом же фильме Константина Бромберга «Чародеи» 1982 г. говорили о придуманном Китежграде, а снимали в Суздале и Москве.
Часто мелькали города и в советских мультиках.
В основном это были абстрактные населенные пункты наподобие того, где жили Волк и Заяц в «Ну, погоди!» из цикла, снимавшегося с конца 1960-х гг. Вячеславом Котеночкиным и др.
Только по наличию метро и музеев со «знакомыми» ракурсами, а также по прибытию Олимпийского мишки, телецентру и некоторым другим героям, моментам и местам можно понять, что Косой и Серый жили в столице.
Помимо реальных Москвы и проч., в анимации много изображали местности придуманные. Одно только Простоквашино из трех мультиков Владимира Попова 1970–1980-х гг. чего стоило!
Дорогие читатели, а какие города и местности запомнились вам в фильмах СССР?
И читайте посты, как выкручивались при съемках кино СССР, когда надо было показать дворцы и когда – другую страну, а еще если не было нужного реквизита или даже не было нужного актера (некоторые вообще приезжали из других городов сниматься «по-быстрому»).
Плюс отвечайте на тесты, где надо назвать советское кино по Москве в кадре и по сельскому виду.
#тест #кино #тесты #путешествия #викторины #мышление #культура