Найти тему
Тест Опросыч

Тест: узнайте город в кадре кино СССР

Оглавление

Города порой бывают лишь фоном, а порой – настоящими участниками событий.

В советских фильмах большое значение придавали тому, где именно происходит действие. В том числе старались показывать масштаб, размах «от Москвы до самых до окраин», не упуская ни прибалтийских хуторов, ни сибирских деревушек, ни дальневосточных просторов, ни южных степей…

В целом же города, появлявшиеся (хоть полноценно, хоть мимолетно) в советских фильмах, можно условно разделить на следующие 3 вида.

1. Советские города

Безусловно, как и в кино любой страны:

1) столица СССР появлялась в кадре чаще.

  • Так, московские районы даже попадали в названия фильмов – «Трактир на Пятницкой» 1978 г. Александра Файнциммера, «Огарева, 6» 1980 г. Бориса Григорьева, «Покровские ворота» 1982 г. Михаила Козакова, многие другие.
  • Через столицу транзитом ездили в «Печках-лавочках» Василия Шукшина 1972 г., в «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии 1964 г. и проч.
  • Москву будущего показывали в фантастических фильмах – в кино для детей «Гостья из будущего» Павла Арсенова 1985 г. и т. д. и т. п.;

2) затем по частоте появления стояли столицы союзных республик.

Допустим, в драме Григория Рошаля «Его превосходительство» 1927 г. показали Минск. В частности, в первых же кадрах можно было увидеть панораму города со стороны казачьего разъезда (Зыбицкая ул.), Троицкую гору и постройки бывшей земской больницы (ул. Богдановича);

3) потом шли города по уменьшению размеров.

Например, в комедии Леонида Гайдая «12 стульев» 1971 г. показали несколько городков, в том числе Чебоксары.

А в кино СССР Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» 1975 г. сняли Иркутск, куда приехали в ссылку некоторые из декабристов, а за ними последовали их жены;

4) попадали на экраны мелкие городки, села и даже одинокие делянки.

Так, кино СССР Виктора Трегубовича «Вот моя деревня» 1985 г. снимали в населенных пунктах и местечках Красноярского края: рядом с городом Шарыпово, в деревне Парная и др. И если вам ничего не говорят эти названия, то напомним: Шарыпово был столицей всесоюзной стройки КАТЭК. Кстати, Березовскую ГРЭС в кино Трегубовича тоже показали.

Не совсем и деревня, но столица (столица стройки, причем всесоюзной) – за плечами героя Алексея Булдакова в фильме Трегубовича «Вот моя деревня»
Не совсем и деревня, но столица (столица стройки, причем всесоюзной) – за плечами героя Алексея Булдакова в фильме Трегубовича «Вот моя деревня»

От больших городов до мелких, от поселков до бескрайних просторов – всё попадало в кадр.

К примеру, картину Андрея Кончаловского «Сибириада» 1978 г. логично снимали в Сибири – в окрестностях Томска, возле деревни Нагорный Иштан Томской области. А потом «по мелочи» доснимали в… Тверской области, прежде всего в деревне Савинские Горки, а также на нефтяных вышках в Татарстане.

А фильм СССР Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» 1967 г., хоть и был заявлен как научно-фантастический, но показывал реальность социалистических городов, в частности Северную столицу.

Детектив же Вениамина Дормана «Ошибка резидента» 1968 г. снимали в городах Светлогорск и Пионерский Калининградской области и даже в порту Пионерской базы океанического рыболовного флота.

Часто с экранов рассказывали об одном городе, а показывали другой. В основном по причине недоступности некоторых мест.

Так, уже названный Файнциммер в 1955 г. снимал «Овода» в Крыму, в частности в Ливадийском дворце, вообще нередко изображавшем в наших фильмах заграничную жизнь. Вот в данном случае он «играл роль» Италии. По иронии судьбы резиденция священника Лоренцо Монтанелли снималась во дворике, который так и назывался: Итальянский.

А для замечательного советского кино Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961 г. деревушку построили в месте, которое не сразу придет на ум в данном случае: в Мурманской области. Там рядом с городком Киров обустроили декорации.

Очевидно, во многом выбор места съемок был обусловлен тем, что именно на севере можно найти много снега, который так эффектно смотрится в кадре… и который был просто необходим по сюжету.

Поскольку дело происходило зимой, погода была соответствующей – северной. Морозы трещали 40-градусные. Бедолага Георгий Милляр, воплотившийся в нечистую силу, перед камерой прыгал в снег и в прорубь в легком тренировочном костюме. При этом на него еще и активно направляли ветродуи. Чтоб хоть как-то согреться, актер принимал внутрь… тройной одеколон. Просто больше ничего согревающего у участников съемок под рукой не оказалось.

Вот вам и колорит местности. :)

2. Зарубежные города

Чаще всего «забугорные» виды воспроизводили на родной территории (Прибалтика, Крым…), а то и в павильоне. Если выезжали за границу – то в основном в социалистические государства. Впрочем, удавалось снимать и в капстранах.

А именно – снимали:

  • военное кино Трегубовича «На войне как на войне» 1968 г. – на советско-чехословацкой границе (а также у Хотинской крепости);
  • кино Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» 1970 г. – в Стамбуле (причем подпольно, хотя и под контролем представителя Штатов!..), в болгарском Пловдиве (а также в Закарпатье, у озера Баскунчак Астраханской области, в Севастополе и рядом с ним, в Москве и рядом с ней, в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигорода и др.).

Словом, как говорил генерал Чарнота, «Россия, господа, не вмещается в шляпу»;

  • эпопею Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» 1973 г. – в Берлине и саксонском Майсене (а также в Москве, Риге и грузинских городках и местностях);
  • детектив Дормана «Возвращение резидента» 1982 г. – в Румынии (в том числе там имитировали жизнь Парижа), в Австрии (Альпийские горы изображали Швейцарию) (ну и по традиции – в Крыму);

  • картину Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить…» 1984 г. – не только в Москве, но и в кубинской Гаване. А сначала вообще планировали поехать в Анголу, ведь действие книги Юлиана Семенова происходило в Африке;
  • еще один детектив Дормана «Конец операции "Резидент"» 1986 г. – в Гамбурге и Вене (а также в Горьком (Новгороде))...

Да что там говорить – у нас даже в анимации умудрялись довольно достоверно и изящно изображать разные города! Особенно хочется отметить:

  • Париж и Лондон – в советском мультфильме Ефима Гамбурга «Пес в сапогах» 1981 г.;
  • Стокгольм – в мультфильмах СССР Бориса Степанцова «Малыш и Карлсон» 1968 г. и «Карлсон вернулся» 1970 г.

3. Вымышленные города

Так, в комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82» 1982 г. рассказывали о реально несуществующем Южногорске. Сняли же картину почти целиком в Крыму: в Феодосии и проч.

В фантастическом же фильме Константина Бромберга «Чародеи» 1982 г. говорили о придуманном Китежграде, а снимали в Суздале и Москве.

Часто мелькали города и в советских мультиках.

В основном это были абстрактные населенные пункты наподобие того, где жили Волк и Заяц в «Ну, погоди!» из цикла, снимавшегося с конца 1960-х гг. Вячеславом Котеночкиным и др.

Только по наличию метро и музеев со «знакомыми» ракурсами, а также по прибытию Олимпийского мишки, телецентру и некоторым другим героям, моментам и местам можно понять, что Косой и Серый жили в столице.

Помимо реальных Москвы и проч., в анимации много изображали местности придуманные. Одно только Простоквашино из трех мультиков Владимира Попова 1970–1980-х гг. чего стоило!

Дорогие читатели, а какие города и местности запомнились вам в фильмах СССР?

И читайте посты, как выкручивались при съемках кино СССР, когда надо было показать дворцы и когда – другую страну, а еще если не было нужного реквизита или даже не было нужного актера (некоторые вообще приезжали из других городов сниматься «по-быстрому»).

Плюс отвечайте на тесты, где надо назвать советское кино по Москве в кадре и по сельскому виду.

#тест #кино #тесты #путешествия #викторины #мышление #культура

Тест: узнайте город в кадре кино СССР