Чтобы проиллюстрировать типы символов, проявляемых архетипами, рассмотрим архетип, который Юнг называл Самостью. Самость является центральным архетипом, объединяющим другие архетипические структуры психики. По мнению Юнга, важность архетипа «Я» обусловлена тем, что он служит источником множества символов, встречающихся в религиях и мифах. Эдвард Эдингер в книге «Эго и архетип» описывает широкий спектр символов, проявляемых Самостью:
«[Самость] выражается определёнными типичными символическими образами, называемыми мандалами. Все изображения, которые подчёркивают круг с центром и обычно с дополнительным элементом в виде квадрата, креста или какого-либо другого представления чётверичности, попадают в эту категорию… Существует также ряд других связанных с ними тем и образов, которые относятся к Личности. Такие темы, как целостность, всеобщность, союз противоположностей, центральная точка зарождения, мировой флот, ось вселенной… эликсир жизни — всё это относится к „Я“, центральному источнику жизненной энергии, источнику нашего существа, который проще всего описать как Бог. Действительно, богатейшие источники феноменологического изучения „Я“ находятся в бесчисленных представлениях человека о божестве».
Интересно осознать, что Юнг считал, что различные представления божеств в мифах и религиях, как прошлых, так и настоящих, были в основе символическими проявлениями архетипа «Я». Однако Юнг никоим образом не имел в виду сведение бога к продукту человеческого разума, скорее, как он писал:
«Это, конечно, не означает, что то, что мы называем бессознательным, идентично Богу или установлено вместо него. Это просто среда, из которой, по-видимому, вытекает религиозный опыт. Что касается того, какова может быть дальнейшая причина такого опыта, ответ на это лежит за пределами человеческого знания. Познание Бога — это трансцендентальная проблема». («Неоткрытое „Я“: дилемма личности в современном обществе», Карл Юнг)
На протяжении всей жизни Юнг бился над вопросом о том, каков конечный источник архетипов. Иногда он предполагал, что они возникли эволюционным путём и были подвержены изменениям в течение длительных периодов времени. Следующий отрывок отражает эту точку зрения:
«Человек „обладает“ многими вещами, которые он никогда не приобретал, но унаследовал от своих предков. Он не рождается tabula rasa, он просто рождается бессознательным. Но он принёс с собой системы, организованные и готовые функционировать специфически человеческим способом, и этим он обязан миллионам лет человеческого развития». (Собрание сочинений К. Г. Юнга: том 4, Карл Юнг)
Однако Юнг также разделял идею о том, что архетипы могут быть подобны платоновским формам, существующим как тип неизменяемой, трансцендентальной сущности. Как однажды написал Юнг:
«Вопрос о том, „возникли“ ли вообще эта психическая структура и её элементы, архетипы, является метафизическим вопросом и, следовательно, не имеет ответа». («Архетипы и коллективное бессознательное», Карл Юнг)
Каким бы ни был их конечный источник, Юнг верил, что архетипы играют огромную роль в жизни всех людей. Всё больше осознавая архетипические паттерны через символы, которые они проявляют в психике, индивид переживает расширение сознания. Юнг считал, что такое расширение имеет первостепенное значение, поскольку, как он выразился:
«Задача человека — это… осознать содержание, которое поднимается из бессознательного. Человек не должен ни упорствовать в своём бессознательном, ни оставаться идентичным бессознательным элементам своего существа, уклоняясь таким образом от своего предназначения, которое заключается в создании всё большего и большего сознания. Насколько мы можем судить, единственная цель человеческого существования — зажечь свет во тьме простого бытия». («Воспоминания, сны, размышления», Карл Юнг)
Берегите себя
Всеволод Парфёнов