Найти тему

Русский по прозвищу Mister Dream Car (часть 2)

22 октября 1928 года Сахновский подписывает контракт с работодателем. Дизайнеру поручают разработку стиля автомобилей марки DeVaux. Кузов, спроектированный Сахновским лично для Гектора Хейза на шасси Cord L-29, берет Гран-при на конкурсе элегантности в Монако. В 2012 году его продали с аукциона $2 420 000.

DeVaux Cord L-29 Special Hayes Coupe (1930)
DeVaux Cord L-29 Special Hayes Coupe (1930)

К тому моменту, когда компания Хейза прогорела, автомир США прекрасно знал Сахновского. После этого он был консультантом отдела стайлинга Packard, приложив руку к фаэтону Packard Twelve, работал над стилем разных моделей марки Nash… В то время его увлекает новый, набиравший популярность стиль streamline; в первом номере мужского журнала Esquire, вышедшем в октябре 1933 года, была опубликована его статья, в которой излагал свои соображения по дизайну, основанному на «иллюзии скорости». «Художественная обтекаемость, являющаяся предметом чистого творчества и психологии, полностью независима от результата, достигаемого в аэродинамической трубе», — пишут Сахновский. В итоге его приглашают в журнал в качестве редактора отдела техники.

1934 Packard Twelve 1108 Sport Phaeton by LeBaron (из портфолио Алексея Сахновского)
1934 Packard Twelve 1108 Sport Phaeton by LeBaron (из портфолио Алексея Сахновского)

Еще одна история связана с освоением американским автопромом компактных моделей. American Austin, выпускавшийся по британской лицензии, продавался плохо; для работы над ним был приглашен Сахновский. В итоге машину с его дизайном сразу же купили известные голливудские кинодеятели, в частности — актер Бастер Китон.

American Austin Roaster (1932)
American Austin Roaster (1932)

Однако самой знаменитой предвоенной работой нашего героя стали знаменитые «пивные грузовики». Началось всё с того, что в соседней с США Канаде был введён запрет на рекламу пива. Тогда местные пивные магнаты, семья Лаббат, решили использовать в качестве рекламы автомобили, использовавшиеся для перевозки пива, для чего им было решено придавать эффектные «стримлайновые» формы. Идея возникла у управляющего пивоварни Labatt, Ltd Хью Маккензи; он любил читать Esquire, в особенности — тексты Сахновского, поэтому вопрос о том, к кому обращаться за реализацией идеи, ответ получил мгновенно.

Четыре аэродинамических автопоезда Labatt's, созданные по проекту Сахновского (1936)
Четыре аэродинамических автопоезда Labatt's, созданные по проекту Сахновского (1936)

Для пивоваров с 1935 по 1947 годы Сахновским было создано четыре партии пивных автопоездов в стримлайн-дизайне; он стал таким популярным, что и другие пивоварни решили потеснить конкурентов — но лишь автопоезд работы Сахновского стал одним из неофициальных символов Канады. Он был запечатлен на почтовой марке 1996 года выпуска, а единственный сохранившийся его образец в Канаде тщательно берегут и показывают на разнообразных автошоу.

Последний сохранившийся автопоезд-пивовоз John Labatt, Ltd. (1942-1947)
Последний сохранившийся автопоезд-пивовоз John Labatt, Ltd. (1942-1947)

Тем временем в 1939 году «субъект царского режима из России, резидент Филадельфии» (так он подписывал свои проекты) Алексей Владимирович Сахновский получил американское гражданство. Но тут началась война.
СССР и США стали союзниками.
Сахновского призвали в службу маскировки, а затем – в разведку. В 1942 году бывший врангелевец Сахновский, теперь уже в форме майора американских ВВС, прибывает в Москву. Здесь он в союзнической миссии помогает принимать технику, поступающую в СССР по ленд-лизу, а время от времени ассистирует в роли переводчика послу США в СССР Уильяму Гарриману. В 1945-м Сахновский демобилизовался из вооруженных сил США в звании подполковника.

Один из автожурналов, где публиковались рисунки Сахновского
Один из автожурналов, где публиковались рисунки Сахновского

Жаль это признавать, но после войны ему не очень везло. Его прекрасно помнили, но заказывали ему проекты всё реже. Пивоварам больше не нужны были эффектные автопоезда, а в автопроме наступила эра крупных корпораций, которым нужны были проектные отделы, а не отдельно стоящие гении. Микроавтомобиль Crosley, за переработку внешнего вида которого Сахновский взялся в 1950-м, так и не занял серьезных позиций на рынке, а через два года его и вовсе перестали производить. Проект автомобиля Carioca, которому покровительствовал сам президент Бразилии Кубичек, свернулся из-за скоропостижной смерти автора идеи, промышленника Престона Такера. Впрочем, были проекты первых спортивных машин с кузовом из стеклопластика, которые вдохновили шеф-дизайнера General Motors Харли Эрла на создание Chevrolet Corvette — но это как-то маловато…Оставалось сотрудничество с журналами, где Сахновский печатал проекты фантастических машин. Так, в 1963-м он создал серию рисунков классических автомобилей для альманаха Automobile Quarterly, — считается, что благодаря этому авторитет первого в мире специализированного журнала по автомобильной истории вырос в несколько раз… Ну и журнал Esquire, конечно — его редактором Алексис оставался до конца.

Микроавтомобиль Crosley, к которому приложил руку Алексей Сахновский.
Микроавтомобиль Crosley, к которому приложил руку Алексей Сахновский.

Он умер в 1964 году в Атланте, навсегда оставшись в истории автомобильной промышленности, как один из удивительных дизайнеров-визионеров, сыгравших в её становлении неоценимую роль.
Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные объекты, придумывать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей от стула до автомобиля успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Предметный и промышленный дизайн»).

Авто
5,66 млн интересуются