Сданный объект
В 2022 году исполнилось сто лет с момента образования СССР. Век с начала становления советского стройкомплекса, призванного вдохнуть жизнь в разрушенную мировой и Гражданской войнами, голодом, разрухой, эпидемиями страну. За минувший век советские и российские строители до неузнаваемости изменили одну шестую часть суши. Построили современные функциональные города, проложили высокоскоростные магистрали, протянули трубопроводы и инженерные сети. Переселили десятки миллионов жителей из коммуналок, подвалов и полуподвалов в удобные квартиры. Создали целую профильную индустрию, которой пришлось неоднократно восстанавливать разрушенное войнами, землетрясениями, катаклизмами и делать страну еще краше и технологичнее.
Великий римский поэт Гораций советовал: «Saepe stilum vertas» (чаще меняй, совершенствуй стиль). За прошедшее столетие российские архитекторы, проектировщики, конструкторы, инженеры, дизайнеры пробовали себя в различных стилях, оставив потомкам обширное недвижимое наследие. Они начали ХХ век с символизма и модерна, круто перейдя к революционным преобразованиям рационализма, конструктивизма, традиционализма, футуризма. В 30-е годы плавно перетекли к арт-деко и неорусскому стилю, трансформировавшемуся в 40-е – начале 50-х годов в торжественный имперский сталинский ампир.
В 60-70-е годы экономические реалии побудили советских зодчих сконцентрироваться на индустриальном функционализме, поставив строительство жилых и общественных зданий на поток. В 80-е вновь начали строить постмодернистские здания, на стыке архитектурного футуризма и модернизма, а конец ХХ века ознаменовался выходом в высокотехнологичный хай-тек.
Новое время – эпоха экспериментов в стиле деконструктивизма, экоархитектуры, максимального использования новейших достижений в инновационных отраслях. Широкое поле деятельности для фантазии зодчих и «колдовства» создателей строительных материалов. Именно им, людям, а не машинам определять будущее строительной отрасли страны. Ее облик и перспективы.
В современной России в последние годы именно стройкомплекс является настоящим локомотивом развития экономики. Замыкающий на себя свыше 50 отраслей и большое количество предприятий, крупных, средних, малых компаний из смежных секторов, таких как производство стройматериалов и техники, химии, транспорта, связи, энергетика, металлургия, деревообработка и др. От его бесперебойной и эффективной работы зависит ситуация на жилищном рынке, выполнение масштабных планов по строительству и обновлению дорог, морских портов, транспортных узлов, другой опорной инфраструктуры страны. За последнее десятилетие число занятых в стройкомплексе выросло с 8,5 до 11,1 млн человек (порядка 15% от общего количества всех занятых россиян).
По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, строительная отрасль обладает высоким мультипликативным эффектом. Так, 1 рубль инвестиций в стройиндустрию приносит 1 рубль и 47 копеек добавленной стоимости в экономику, из которых 39 копеек – налоговые поступления и сборы.
Сегодня перед российским стройкомплексом стоят не менее важные задачи. Современные реалии требуют инновационного развития отрасли, цифровой трансформации строительства, внедрения технологии «Умный город», BIM и аддитивных технологий, новых подходов к проектированию и инженерным изысканиям, переходу от прежней «гонки за квадратными метрами» к формированию современной комфортной городской среды, применению экологичных конструкционных материалов и др.
В этом нет ничего невозможного и несбыточного. Разработанная Правительством РФ Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года включает в себя все эти задачи и показывает пути их решения. Да и сам стройкомплекс готов к их исполнению. Недаром 2022 год, несмотря на пандемию и санкционное давление, стал рекордным для жилищной и дорожной отраслей.
Строительная индустрия – отрасль, практически не зависящая от импорта, поэтому не особо пострадавшая от западных санкций. Однако правительством поставлена задача довести уровень импортозамещения стройматериалами до 90%. Это фактически уже достигнуто в сегменте комфорт-класса и лишь немного не дотягивает в бизнес-классе.
За счет слаженной деятельности всех министерств и ведомств, надзорных органов, местных властей и представителей бизнеса в ближайшие годы предстоит решить стратегическую задачу современного развития России – реализовать колоссальный потенциал строительного комплекса, который должен стать драйвером создания комфортной и безопасной среды, нового качества инфраструктуры для жизни, работы и отдыха россиян, развития каждого региона и страны в целом.