Её чистый низкий голос завораживал, она брала любые ноты, тонко чувствовала мелодию. Блистательная Нонна Суханова - «была восходящая звезда с хорошим английским произношением», привлекательная, симпатичная, стройная, по тембру исполнения напоминавшая известную американскую певицу Джун Кристи. Она была в некотором роде уникальной вокалисткой, так как ей одной из немногих разрешалось официально петь свои композиции на английском языке с профессиональной сцены. А запела Нонна в Ленинграде по-английски уже через год после смерти Сталина.
Но прославил уникальный голос Нонны Сергеевны не иностранные хиты, а песня на русском языке - "Эй, моряк»("Песенка морского дьявола") - воплощение «буржуазной культуры» в популярнейшем фильме начала 60-х «Человек-амфибия» .
Нонна Суханова родилась в Ленинграде в 1934 году, окончила музыкальную школу им. Римского-Корсакова и филологический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «Английская филология и перевод». После окончания вуза выступала с эстрадно-симфоническим оркестром Анатолия Бадхена, пела в ленинградском джаз-оркестре Сигала, была солисткой оркестра-септета Ореста Кандата и Ленконцерта, и ведущего биг-бэнда Ленинграда — оркестра Иосифа Вайнштейна, сотрудничала с Анатолием Кальварским, Борисом Шафрановым, Станиславом Пожлаковым, Александром Броневицким и другими ленинградскими джазменами.
Почему пела песни преимущественно на английском? Вот как впоследствии объясняла свое увлечение Нонна Сергеевна: «На работе меня, кстати, все время ругали за то, что я пою песни на английском. Но я с 18 лет слушала иностранные композиции! Мой папа до войны работал инженером-электриком. Однажды он принес домой коротковолновый приемник, крутя ручку настройки которого я однажды услышала незнакомые песни на иностранном языке. Так и началось мое увлечение».
Разумеется, ее исполнение на иностранном языке вызывало раздражение цензоров того времени. И чтобы хобя бы как-то сгладить этот факт, московский конферансье Олег Милявский при объявлении номера певицы представлял ее следующим образом: «А сейчас для вас будет петь ленинградская джазовая певица Нонна Суханова. Мы её обязали петь на английском, потому что она окончила иняз и нужно обязательно оправдать затраченные на неё средства».
А по воспоминаниям ленинградского композитора Александра Колкера Нонна произвела настоящую музыкальную революцию. И действительно, мало того, что Суханова пела англоязычные хиты, так еще позади неё в это время танцевал балет в купальниках! Для 1950-ых годов страны Советов всё это взятое, было настоящей революцией.
Пела Суханова и песни на русском языке, так в середине 1950-ых очень популярной была песня того же Колкера в её исполнении «Каплет, дождик», которую напевали все и повсюду: «Кап, как, кап, кап, каплет дождик, каплет дождик на песок…».
В 1961 году на экраны страны вышел фильм «Человек-амфибия», снятый режиссерами Геннадием Казанским и Владимиром Чеботарёвым на киностудии «Ленфильм». Картина стала невероятно популярной у советского зрителя благодаря блистательной игре очень красивых Анастасии Вертинской и Владимира Коренева.
И вся страна после выхода фильма запела «Эй моряк, ты слишком долго плавал!». ! Слова песни не раз переделывались и перепевались, её запрещали, но все равно ее пели во всех ресторанах.
Песню должна была исполнять певичка из портового кабака, поэтому музыка и текст задумывались откровенно «легковесными» и фривольными. Впоследствии, песню даже станут называть «первым советским рок-н-роллом». Роль кабацкой певички исполнила манекенщица Нина Большакова (интересно, что перед этим она приходила пробоваться на роль Гуттиэре), в кадре все видели эффектную брюнетку которая и исполняет песню в небольшом кафе, оформленному на заграничный манер, а за кадром пела Нонна Суханова (её имя даже в титры не попало). Она была утверждена для исполнения этой песни на безальтернативной основе — настолько в ней был уверен молодой композитор Андрей Петров. «Поскольку эта песня звучит в портовом кабачке, мне нужен был такой… «неконцертный» голос, с хрипотцой", - утверждал он.
На аудиторию голос Сухановой — с пикантной хрипотцой, которой у певицы на самом деле не было, воздействовал безотказно. Запись песни прошла в огромном ангаре и заняла всего 20 минут. Однако за это время певице пришлось исполнить аж 9 дублей прежде, чем добиться желаемой хрипотцы.
То, что у "Песенки о морском дьяволе"окажется такая долгая жизнь, тогда никто не мог предположить. В том числе и Нонна Суханова, которая считала её легкомысленной и даже глупой, а за свою работу в то время она получила всего девять рублей.
К великому сожалению Нонна Суханова не стала звездой всесоюзного масштаба после исполнения песни о морском дьяволе, и её имя по-прежнему знали только в узких джазовых кругах. Выступления певицы носили камерный характер и они практически никогда не попадали в объективы кинокамер, поэтому не сохранилось практически ни одной записи. И это вполне объяснимо, поскольку джаз все-таки оставался идеологически чуждой музыкой в СССР.
С возрастом голос певицы потерял полнозвучность и богатство, и Нонна Суханова ушла со сцены, стала подрабатывать преподаванием английского языка, занималась репетиторством. Некоторое время к ней стали проявлять интерес и её стали приглашать на различные телепередачи, но это был краткосрочный интерес.
После выхода на пенсию Нонна Сергеевна проживала на окраине Санкт-Петербурга с дочерью и тремя внуками. Скончалась певица 11 июня в Санкт-Петербурге на 81 году жизни после продолжительной болезни.
Нонну Сергеевну Суханову мало кто знал из советских зрителей, а уж для большинства современных любителей эстрады её фамилия вообще ни о чём не говорит...Но послушайте ее голос в неподражаемой песенке о морском дьяволе и вы в него непременно влюбитесь.
Жду ваших комментариев!