Найти тему
Умная Коллекция

Деревянная мебель Абрамцева. Шкаф-аптечка по эскизам Е.Д.Поленовой.

Мебель, выполненная в Абрамцево по эскизам Елены Поленовой, самобытна и неповторима. Художница искала простые понятные формы, иногда грубоватые и прямолинейные, брала их за основу, и создавала свои, авторские и хорошо узнаваемые модели. Она вывела производство мебели в неорусском стиле на высокий уровень, ее почерк начали копировать, а иногда и бесстыдно подделывать. Особенно заграницей, где стиль a la russe вошел в моду.

Предметы интерьера, созданные в Абрамцевской мастерской, пользовались популярностью, и в 1886 году на Поварской улице открылся, как бы мы сейчас с вами сказали, флагманский магазин. И одним из самых продаваемых предметов оказался навесной шкафчик-аптечка, для которого Елена Поленова разработала несколько конфигураций и вариантов декора.

Угловой шкафчик-аптечка, представленный в галерее Smartcollection, создан в мастерской Абрамцево в начале XX века. Цветочный орнамент, искусная резьба по массиву дуба – эталон модерна на русский манер. Предмет доступен для приобретения. #предметы_sc

Столярно-резническая мастерская Абрамцево

Елена Поленова возглавила столярно-резчицкую мастерскую в Абрамцеве в 1885 году, где бесплатно обучали крестьян и их детей старинному ремеслу, с целью дать профессию, в будущем способную их прокормить. Возрождение русского зодчества шло параллельно и у крестьян, и у художников-профессионалов.

Обучение было бесплатным и разносторонним, всем желающим преподавали столярное мастерство, художественную резьбу. Здесь по эскизам Е.Д. Поленовой и В.М. Васнецова создавали предметы мебели и домашней утвари, соединяя разные деревенские мотивы и стилизуя их в эстетике модерна. Художники конструировали проекты полок, рам, столов, скамеек, стульев, шкафов. В конце 1885 года появился знаменитый шкаф с колонной, который имел огромный успех и пользовался спросом. Популярность предметов и популяризация деятельности кружка привела к тому, что изделия стали продавать, сперва здесь, в Абрамцеве, а затем в магазине в самом центре Москвы. За 8 лет активной работы она разработала более сотни проектов предметов мебели, эскизы посуды, вышивки, обоев. Именно ее манера изображения, немного плоская и плавная, стала основой нового русского стиля.

Елена Дмитриевна, искавшая постоянно приемы эстетической трансформации натуры, ввела в обиход понятие «стилизация», ставшее одной из основ эстетики модерна. В одном из своих писем В. Стасову она писала: «В нашем русском орнаменте мне удалось подметить одну черту, которую я не встречала у других народов, это пользование не одними геометрическими сочетаниями, всегда несколько суховатыми, но и более живыми мотивами, навеянными впечатлениями природы, т.е. стилизацией растений, животных, например, разработка листа, цветка, рыбы, птицы».

Все предметы мастерской изготавливались вручную. Ассортимент магазина потрясал – от отдельных изделий (аптечки, шкафчики, полки, столы, кресла и т.д.) до полноценных гарнитуров, которыми зажиточные горожане с удовольствием обставляли свои квартиры. Мода на абрамцевскую мебель развернулась на полную катушку. По вкусу пришлось осовремененное прочтение народного, национальные мотивы начали плотно входить в обиход элит и даже двора.

Вклад Елены Поленовой в возрождение русского народного творчества сложно переоценить. Уже после ее смерти, в 1900 году, ее проекты экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Она же изначально занималась оформлением Русского павильона, но внезапная кончина отменила все планы. Мария Якунчикова, нежный друг Елены Дмитриевны, с благодарностью приняла эстафету и завершила проект. Все работы Абрамцевских мастерских тогда завоевали международное признание. Дело Поленовой и Мамонтовой живо до сих пор, традиции мастерской продолжают жить в стенах Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова.