Эмоциональный интеллект – это идентификация (выделить и назвать) эмоций, понимание (осознание) их сущности и влияния, управление (мониторинг, контроль, регулирование), прежде всего, своих эмоций, но и чужих также (общее с социальным интеллектом).
Конечно, очень важно не только знание об эмоциях, но и умение управлять ими, получая энергию от стенических эмоций, оптимизируя общий эмоциональный фон, исключая негативные и приращивая позитивные эмоции, получая духовное благо от богатого эмоционального мира.
А инструменты управления?
Начнем с внутреннего – с физиологии. Понятно, что в здоровом теле – здоровый дух и здоровые эмоции – положительный эмоциональный фон. Чем меньше болеем, тем меньше негативных эмоций. Так что забота о своем теле – на первом месте.
Чем еще располагаем? Тонус мышц! Каждая эмоция имеет свою зону на теле. Умение напрягать и расслаблять отдельные мышцы, группы мышц (например, мышцы лица, плеч), тело в целом, чтобы нивелировать в нужную сторону своё эмоциональное состояние. Но, поскольку всё индивидуально, то полезно наблюдать за собой в разных эмоционально насыщенных ситуациях – рефлексия. Выражение лица, поза, мимика, движения при беседах очень эмоционально влияют на собеседника. Конечно, всё это нужно использовать.
Дыхание – еще один полезный инструмент. Тренинг дыхания с умением перейти к нужному – поверхностному, глубокому, верхнему, нижнему, расслабляющему, тонизирующему…
Голос! Еще в древнем Египте жрецов и военачальников учили владеть своим голосом – громкостью, тембром, интонациями – с целью влияния на себя и окружающих. Один мой знакомый преподаватель во всех ситуациях разговаривает очень громко с интонациями как на лекциях – будь то дома, в беседе с друзьями, в магазине... И часто из-за этого попадает на неприязнь, неприятность, конфликт – такой напористый громкий голос вызывает ответную реакцию, воспринимается как угроза, не располагает на спокойный душевный разговор. А другой преподаватель, наоборот, всё время говорит тихим, однотонным голосом. На лекциях, соответственно, студенты «засыпают», им не интересно. Тем более, что дисциплины гуманитарные, там актерская голосовая игра очень полезна.
Перейдем к следующему инструменту – мышлению. Логическое, рациональное, произвольное, причинно-следственное, вербальное – эти типы мышления необходимы для управления эмоциями. Хотя! Наша нервная система устроена так, что внешний стимул идет сначала в лимбическую гормональную систему, а уж через эти «ворота» попадает в кору головного мозга – мы «сражаемся» или «убегаем», не подумав об этом. Так что мышление необходимо, прежде всего, настроить на профилактику и предупреждение ненужных эмоций, включение нужных. Это – понимание и анализ эмоциональных ситуаций, событий; размышления, формирование мнения и мировоззрения (философский взгляд на жизнь, мудрость); психологические установки, настрои по типу Сытина, молитвы, аффирмации, позитивное мышление... Конечно, штирлицы имеют «холодную» голову и могут отдавать мыслекоманды на управления эмоциями непосредственно в ситуации. Но штирлицев не так много, и нужно пройти спецтренинг, чтобы стать им.
Ну и, пожалуй, последнее – планирование и построение своей жизни – «хозяин» жизни, – формирование нужного образа жизни, социального окружения (эгрегоры), экологии внешней среды (тесная квартира и непребывание на природе неполезны для эмоционального здоровья).
Всем успехов в управлении эмоциями! Нарабатывайте свой эмоциональный интеллектуальный капитал и получайте от этого благо!
Ссылки на мои книги:
1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»
https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/
2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/
3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»
https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/
4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»
https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/
5. «Мышление в системе интеллекта»
https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/
5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»
https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/
Прочту познавательные лекции в Казани:
1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»
2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»
3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»
4. «ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»
5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»