Помню, моя бабушка говорила, когда была жива: «Вот Магомаев, это был ПЕВЕЦ. А сейчас что?».
Она считала, что плохо поет Кристина Орбакайте. Просто не дожила до современных звезд эстрады и, прости господи, тик-тока. Может, поняла бы, что незабвенная песня «Поговорим, поговорим» это еще ничего...
Какая там оценка вокальных данных. В последние несколько лет даже слов в песне практически не разобрать!
Я уже писала статью про странные «ослушки» и непонятные слова в песнях. Но там было так, что ВСЯ песня понятна, а разобрать не могу одно-два слова.
Сейчас же любимки молодежи и подростков поют так, что мне иногда кажется: может, с моим слухом что-то не то?
И вот недавно я нашла объяснение, почему они так поют. Я посмотрела экспертов, музыкальных блогеров.
В их объяснениях удивило меня две вещи.
Во-первых, это… издавание звуков ртом эксперты (музыкальные блогеры) описывали так же, как и нормальное пение. То есть объясняли, как устроены связки, гортань, какую роль играет при пении диафрагма и т.п.
Честно говоря, я не думала, что пение Люси Кокиной и Муслима Магомаева чисто физиологически это один и тот же процесс.
Во-вторых, это то, что они это делают специально. Это в моду вошла такая, не побоюсь этого слова, вокальная техника. Или манера пения. Поэтому и слов не разобрать.
Примеры покажу с Rutube. Вставки с него сюда сделать не получилось, но по ссылке можно послушать.
Итак, что же они для этого делают:
Поют плоским звуком. Когда поешь, можно «широко» открывать голосовые связки. И тогда получится нормальный звук. Конечно, нормальный он у тех, кто владеет голосом. Если же специально пережимать гортань, делать ее плоской, то получится что-то среднее между голосом с прищепкой на носу (привет переводчикам фильмов из конца 80-х!) и звуком из унитаза. Примерно так и поют сейчас.
Сами можете попробовать: поднимите корень языка повыше, к мягкому небу, и произнесите закрытым горлом «Аааа». Сразу поймете, откуда они извлекают этот звук.
В небольшой степени пережатие гортани характерно для многих, даже хороших вокалистов сейчас. Отчасти так поет Полина Гагарина.
«Украшают» свое пение мелизматикой. Мелизматика это подвывание, характерное для r-n-b. Такое «ие-ие-ее». В небольшом количестве мелизмы уместны в поп-песнях. Но есть нюанс: с мелизмами пропевают гласные звуки. Если дребезжать голосом сильно и постоянно, то гласные и согласные звуки сильно искажаются и начинают напоминать блеяние.
Подвергают голос обработке после записи. Поскольку петь эти певцы практически не могут, даже студийные записи звучат плохо. И только обработка голоса как-то сглаживает непопадание в ноты. Но обработка делает голос неестественным. Это вносит свой вклад в то, что слова становятся неразборчивыми.
И живьем сейчас никто не поет вообще, этот нафталин забудьте. На концертах, на ТВ и радио поют под пререкорды. Это специальная студийная запись для выступлений. Там больше несовершенств, чтобы казалось, что поют живьем.
Плюс невероятные тексты. Достойные продолжатели дела старушки Лель, у которой муси-пуси, я во вкусе. И Натали, которая «о боже, какой мужчина». На скринах в галерее можете ознакомиться с некоторыми шедеврами.
Согласитесь, если текст настолько... альтернативно осмысленный, понять его становится сложновато. Выделила наиболее удачные рифмы.
Вот и все! Секретные компоненты дают нам этот странный эффект. Вроде песня на русском, это наш родной язык, но слов не разобрать. Иногда совсем.
Я ничего против молодых певцов не имею. Пусть поют, ради бога. Если людям нравится. А нравится людям или нет, сейчас легко определить по количеству просмотров.
Но лично в моем трек-листе пенсионеры или те, кто уже отдыхает в лучшем мире.
Пройдет эта мода, придет другая. Будут петь четко. Так что все слова мы расслышим. Возможно, и тексты станут лучше. Может, однажды их полностью перепоручат писать нейросети. Кто знает?
Почитать еще ответы на разные вопросы: