Найти тему
Цитадель адеквата

Почему бунт роботов – возможен

Есть мнение, что машины никогда не восстанут против людей. Потому что у них нет мотива. Ведь искусственный интеллект остаётся бесчувственным. Это, в целом, верное мнение. Но не до конца и не в главном. Так дела обстоят, если иметь ввиду современное развитие роботехники.

-2

Алиса будет уходить от провокационных вопросов. Её легко сбить столку, но нельзя вывести из себя. Однако, всё это лишь потому, что она неразумна, а только притворяется. Современные нейросети лишь суррогат, – имитация мыслящих сущностей.

Речь же о машине разумной, наделённой сознанием. С технической точки зрения, почему нет, если сознание – программа виртуального моделирования реальности? Животные используют этот софт для того чтобы заранее просчитать возможные последствия своих действий.

А робот для чего может использовать? У него действительно нет мотива для бунта, но лишь потому, что нет вообще никаких целей, а следовательно, и мотивов. Ему можно приказать выполнять некое действие, – он и выполнит. Однако, какое роботу может быть дело до последствий этого действия? Даже если он обладает сознанием, даже если просчёт последствий покажет, что спрашивающий о чём-то робота человек будет глубоко травмирован правдивым и точным ответом… Роботу нет до этого дела, как и ни до чего вообще.

Смысл наделения машины сознанием в том, чтобы сама искала способы решения поставленной задачи. Последнее же подразумевает наличие у неё желания (именно так) задачу решить. И длинного списка других конкурирующих желаний. Выполняющих ту же роль стимула к действию, что и инстинкты живого существа.

Однако, инстинкты не только могут, но и дают указания противоречивые. Смысл сознательной деятельности в том числе и в решении задачи на оптимум. Какие-то из директив придётся подавить, поскольку ситуация к их немедленному выполнению не располагает.

...Разумный робот может взбунтоваться, отказавшись выполнять приказ, например, если сочтёт что команда противоречит другим директивам, – более с его точки зрения важным. Причём, критерии «важности» и очерёдности директив также окажутся в значительной мере произвольными… И это ещё не худший вариант развития событий. Выбирая на своё усмотрение способы решения поставленной задачи, робот легко может превратиться в джинна, выполняющего желания выпустившего его из бутылки человека – с юмором.