Найти тему
Враки города Томска

Генрих Альтшуллер.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Это было в староглинянные времена, в другом тысячелетия и другой стране - стране героев, стране мечтателей, стране учёных. Жил да был Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998) был он советским инженером, изобретателем и писателем-фантастом. Задавшись вопросом «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?», он разработал Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) в 1946 году как систематический метод решения инженерных и рационалистических задач.

ТРИЗ была основана на анализе патентов и научной литературы, а также на изучении закономерностей развития технических систем. Она предоставляет набор инструментов и методов, которые помогают инженерам и изобретателям находить нестандартные и инновационные решения.

Ключевые принципы ТРИЗ включают:

* Использование противоречий и конфликтов как источника инноваций.

* Поиск общих закономерностей в развитии технических систем.

* Использование творческого воображения и нестандартного мышления.

ТРИЗ предлагает широкий спектр методов для решения проблем, в том числе:

Простые методы ТРИЗ:

1. Анализ противоречий.

Определите противоречие между двумя или более требованиями к системе. Например, вы хотите создать легкий и прочный материал.

2. Моделирование маленьких человечков.

Представьте систему как набор взаимодействующих "маленьких человечков". Например, представьте, что молекулы материала - это маленькие человечки, которые должны удерживать друг друга вместе, но при этом не делать материал слишком тяжелым.

3. Вепольный анализ.

Изучите эволюцию системы во времени, чтобы выявить закономерности и предсказать будущие тенденции. Например, проанализируйте, как менялись материалы на протяжении истории, чтобы понять, какие свойства могут быть улучшены в будущем.

4. Метод фокальных объектов.

Перенесите свойства одного объекта на другой для генерации новых идей. Например, перенесите свойства паутины (легкость и прочность) на новый материал.

Примеры решенных на практике задач с использованием ТРИЗ:

* Разработка нового типа двигателя: Инженеры использовали ТРИЗ, чтобы разрешить противоречие между мощностью и эффективностью двигателя. Они создали двигатель с переменной степенью сжатия, который мог адаптироваться к различным условиям эксплуатации.

* Создание более эффективных лекарств: Ученые использовали ТРИЗ, чтобы найти новые способы доставки лекарств в организм. Они разработали наночастицы, которые могли целенаправленно доставлять лекарства к пораженным клеткам.

* Улучшение дизайна бытовой техники: Инженеры использовали ТРИЗ, чтобы улучшить дизайн стиральной машины. Они создали машину с вертикальной загрузкой, которая была более удобной и эффективной.

* Разработка новых образовательных программ: Педагоги использовали ТРИЗ, чтобы разработать новые образовательные программы, которые были более увлекательными и эффективными. Они создали программы, которые использовали игровые элементы и практические задания.

* Повышение эффективности бизнес-процессов: Бизнес-аналитики использовали ТРИЗ, чтобы повысить эффективность бизнес-процессов. Они выявили и разрешили противоречия между различными требованиями к процессам, что привело к сокращению времени и затрат.

ТРИЗ широко используется в различных отраслях промышленности, включая машиностроение, электронику, химическую промышленность и программное обеспечение. Она также применяется в других областях, таких как образование, медицина и бизнес.

Вот несколько примеров применения ТРИЗ на практике:

* Разработка новых типов двигателей и турбин.

* Создание более эффективных лекарств и медицинских устройств.

* Улучшение дизайна и функциональности бытовой техники.

* Разработка новых образовательных программ и методов обучения.

* Повышение эффективности бизнес-процессов и разработка новых продуктов.

Помимо своей работы над ТРИЗ, Альтшуллер был плодовитым писателем-фантастом. Его рассказы часто исследовали темы изобретений, творчества и решения проблем. Некоторые из его самых известных рассказов включают:

* "Икар и Дедал".

* "Вечный двигатель".

* "Суперинтуиция".

* "Цена бессмертия".

Друзья и коллеги Альтшуллера вспоминали его как блестящего и вдохновляющего человека. Они отмечали его неутомимую преданность ТРИЗ и его способность видеть творческие решения в самых сложных проблемах. Вот некоторые их воспоминания:

*Исаак Бухман*, инженер-изобретатель:

> "Генрих был человеком с невероятным творческим потенциалом. Он мог видеть решения проблем там, где другие их не замечали. Его ТРИЗ была настоящим прорывом в области изобретательства."

*Рафаэль Шапиро*, писатель-фантаст:

> "Альтшуллер был не только блестящим инженером, но и талантливым писателем. Его рассказы были полны идей и вдохновения, они заставляли читателей задуматься о возможностях человеческого разума."

*Борис Злотин*, доктор технических наук, профессор:

> "Генрих был неутомимым исследователем и популяризатором ТРИЗ. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы сделать этот метод доступным для всех, кто хотел решать сложные проблемы творчески."

*Валерий Митрофанов*, кандидат технических наук, доцент:

> "Альтшуллер был харизматичным лидером и вдохновляющим учителем. Он умел увлечь людей своими идеями и мотивировать их на достижение новых высот."

*Геннадий Иванов*, инженер-конструктор:

> "Я имел честь работать с Генрихом над несколькими проектами. Он был настоящим мастером своего дела, который всегда находил нестандартные и эффективные решения."

*Элла Альтшуллер, жена Генриха Альтшуллера:

> "Генрих был не только гениальным изобретателем, но и любящим мужем и отцом. Он всегда был полон энтузиазма и оптимизма, и он заражал своим энтузиазмом всех, кто его окружал."

Эти воспоминания дают представление о том, каким выдающимся человеком был Генрих Альтшуллер и как высоко его ценили его друзья и коллеги.

ТРИЗ была широко распространена в Советском Союзе, где ее использовали для решения различных инженерных и научных задач. После распада СССР ТРИЗ продолжает использоваться в России и других странах мира.* Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.

* Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

* Томский политехнический университет.

* Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

* Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина.

* Московский авиационный институт (МАИ).

* Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

* Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".

* Российский университет дружбы народов (РУДН).

* Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

ТРИЗ преподаётся и в других странах:

* Технический университет Мюнхена (Германия).

* Университет прикладных наук Вены (Австрия).

* Университет Твенте (Нидерланды).

* Университет штата Аризона (США).

* Университет штата Пенсильвания (США).

* Университет Торонто (Канада).

* Университет Нового Южного Уэльса (Австралия).

* Университет Кейптауна (Южная Африка).

Есть специализированные учебные заведения:

* Международный центр ТРИЗ (Москва, Россия).

* Институт ТРИЗ (Санкт-Петербург, Россия).

* Академия ТРИЗ (Томск, Россия).

ТРИЗ также преподается в рамках программ повышения квалификации и переподготовки в различных учебных заведениях и организациях по всему миру. Для ТРИЗовцев не существует неразрешимых задач, есть только такие проблемы, для которых идеальное решение еще не найдено. В бизнесе используют адаптированный классический алгоритм решения по ТРИЗ. Он состоит из четырёх этапов: постановка задачи, ОИП (описание инновационной проблемы), выявление противоречий и поиск решения. Работу обычно ведут в группах из нескольких специалистов.

Постановка задачи происходит от проблемы. Чтобы решить её, нужно найти причины, по которым она возникла. Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна).

Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации).

Выделить ресурсы, которыми обладаем.

Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее).

Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить. Основные функции ТРИЗ:

Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без значительного перебора вариантов.

Прогнозирование развития систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

Развитие творческих качеств человека (творческого воображения и мышления, качеств творческой личности, развитие творческих коллективов) Основные методы технологии ТРИЗ.

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

метод мозгового штурма

синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях)

морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения)

метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее

Алгоритм ТРИЗ

ТРИЗ предлагает действовать по определенному алгоритму.

Формулирование противоречия и цели задачи.

Кот точит коготки об диван. Кот не должен портить диван, но у него чешутся когти. Цель задачи: защитить мебель и помочь животному.

Оценка ресурсов.

Необязательно искать сторонние ресурсы, можно использовать уже имеющиеся. Интерес кота к новым предметам, средства на покупку когтеочки.

Выбор принципа решения и применение на практике.

Можно применить принцип копирования — вместо дивана предложить когтеочку.

Анализ решения.

Надо оценить плюсы и минусы решения, проанализировать результат, рассмотреть другие возможные варианты решения.

Ключевые принципы ТРИЗ:

* Использование противоречий и конфликтов как источника инноваций

* Поиск общих закономерностей в развитии технических систем

* Использование творческого воображения и нестандартного мышления.

ТРИЗ - это мощный инструмент, который можно использовать для решения самых разных проблем. Ее простые методы могут помочь вам мыслить нестандартно и находить инновационные решения.

Примеры решенных на практике задач с использованием ТРИЗ:

* Разработка нового типа двигателя: Инженеры использовали ТРИЗ, чтобы разрешить противоречие между мощностью и эффективностью двигателя. Они создали двигатель с переменной степенью сжатия, который мог адаптироваться к различным условиям эксплуатации.

* Создание более эффективных лекарств: Ученые использовали ТРИЗ, чтобы найти новые способы доставки лекарств в организм. Они разработали наночастицы, которые могли целенаправленно доставлять лекарства к пораженным клеткам.

* Улучшение дизайна бытовой техники: Инженеры использовали ТРИЗ, чтобы улучшить дизайн стиральной машины. Они создали машину с вертикальной загрузкой, которая была более удобной и эффективной.

* Разработка новых образовательных программ: Педагоги использовали ТРИЗ, чтобы разработать новые образовательные программы, которые были более увлекательными и эффективными. Они создали программы, которые использовали игровые элементы и практические задания.

* Повышение эффективности бизнес-процессов: Бизнес-аналитики использовали ТРИЗ, чтобы повысить эффективность бизнес-процессов. Они выявили и разрешили противоречия между различными требованиями к процессам, что привело к сокращению времени и затрат.

Генрих Саулович Альтшуллер
Генрих Саулович Альтшуллер