Это было в староглинянные времена, в другом тысячелетия и другой стране - стране героев, стране мечтателей, стране учёных. Жил да был Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998) был он советским инженером, изобретателем и писателем-фантастом. Задавшись вопросом «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?», он разработал Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) в 1946 году как систематический метод решения инженерных и рационалистических задач.
ТРИЗ была основана на анализе патентов и научной литературы, а также на изучении закономерностей развития технических систем. Она предоставляет набор инструментов и методов, которые помогают инженерам и изобретателям находить нестандартные и инновационные решения.
Ключевые принципы ТРИЗ включают:
* Использование противоречий и конфликтов как источника инноваций.
* Поиск общих закономерностей в развитии технических систем.
* Использование творческого воображения и нестандартного мышления.
ТРИЗ предлагает широкий спектр методов для решения проблем, в том числе:
Простые методы ТРИЗ:
1. Анализ противоречий.
Определите противоречие между двумя или более требованиями к системе. Например, вы хотите создать легкий и прочный материал.
2. Моделирование маленьких человечков.
Представьте систему как набор взаимодействующих "маленьких человечков". Например, представьте, что молекулы материала - это маленькие человечки, которые должны удерживать друг друга вместе, но при этом не делать материал слишком тяжелым.
3. Вепольный анализ.
Изучите эволюцию системы во времени, чтобы выявить закономерности и предсказать будущие тенденции. Например, проанализируйте, как менялись материалы на протяжении истории, чтобы понять, какие свойства могут быть улучшены в будущем.
4. Метод фокальных объектов.
Перенесите свойства одного объекта на другой для генерации новых идей. Например, перенесите свойства паутины (легкость и прочность) на новый материал.
Примеры решенных на практике задач с использованием ТРИЗ:
* Разработка нового типа двигателя: Инженеры использовали ТРИЗ, чтобы разрешить противоречие между мощностью и эффективностью двигателя. Они создали двигатель с переменной степенью сжатия, который мог адаптироваться к различным условиям эксплуатации.
* Создание более эффективных лекарств: Ученые использовали ТРИЗ, чтобы найти новые способы доставки лекарств в организм. Они разработали наночастицы, которые могли целенаправленно доставлять лекарства к пораженным клеткам.
* Улучшение дизайна бытовой техники: Инженеры использовали ТРИЗ, чтобы улучшить дизайн стиральной машины. Они создали машину с вертикальной загрузкой, которая была более удобной и эффективной.
* Разработка новых образовательных программ: Педагоги использовали ТРИЗ, чтобы разработать новые образовательные программы, которые были более увлекательными и эффективными. Они создали программы, которые использовали игровые элементы и практические задания.
* Повышение эффективности бизнес-процессов: Бизнес-аналитики использовали ТРИЗ, чтобы повысить эффективность бизнес-процессов. Они выявили и разрешили противоречия между различными требованиями к процессам, что привело к сокращению времени и затрат.
ТРИЗ широко используется в различных отраслях промышленности, включая машиностроение, электронику, химическую промышленность и программное обеспечение. Она также применяется в других областях, таких как образование, медицина и бизнес.
Вот несколько примеров применения ТРИЗ на практике:
* Разработка новых типов двигателей и турбин.
* Создание более эффективных лекарств и медицинских устройств.
* Улучшение дизайна и функциональности бытовой техники.
* Разработка новых образовательных программ и методов обучения.
* Повышение эффективности бизнес-процессов и разработка новых продуктов.
Помимо своей работы над ТРИЗ, Альтшуллер был плодовитым писателем-фантастом. Его рассказы часто исследовали темы изобретений, творчества и решения проблем. Некоторые из его самых известных рассказов включают:
* "Икар и Дедал".
* "Вечный двигатель".
* "Суперинтуиция".
* "Цена бессмертия".
Друзья и коллеги Альтшуллера вспоминали его как блестящего и вдохновляющего человека. Они отмечали его неутомимую преданность ТРИЗ и его способность видеть творческие решения в самых сложных проблемах. Вот некоторые их воспоминания:
*Исаак Бухман*, инженер-изобретатель:
> "Генрих был человеком с невероятным творческим потенциалом. Он мог видеть решения проблем там, где другие их не замечали. Его ТРИЗ была настоящим прорывом в области изобретательства."
*Рафаэль Шапиро*, писатель-фантаст:
> "Альтшуллер был не только блестящим инженером, но и талантливым писателем. Его рассказы были полны идей и вдохновения, они заставляли читателей задуматься о возможностях человеческого разума."
*Борис Злотин*, доктор технических наук, профессор:
> "Генрих был неутомимым исследователем и популяризатором ТРИЗ. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы сделать этот метод доступным для всех, кто хотел решать сложные проблемы творчески."
*Валерий Митрофанов*, кандидат технических наук, доцент:
> "Альтшуллер был харизматичным лидером и вдохновляющим учителем. Он умел увлечь людей своими идеями и мотивировать их на достижение новых высот."
*Геннадий Иванов*, инженер-конструктор:
> "Я имел честь работать с Генрихом над несколькими проектами. Он был настоящим мастером своего дела, который всегда находил нестандартные и эффективные решения."
*Элла Альтшуллер, жена Генриха Альтшуллера:
> "Генрих был не только гениальным изобретателем, но и любящим мужем и отцом. Он всегда был полон энтузиазма и оптимизма, и он заражал своим энтузиазмом всех, кто его окружал."
Эти воспоминания дают представление о том, каким выдающимся человеком был Генрих Альтшуллер и как высоко его ценили его друзья и коллеги.
ТРИЗ была широко распространена в Советском Союзе, где ее использовали для решения различных инженерных и научных задач. После распада СССР ТРИЗ продолжает использоваться в России и других странах мира.* Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
* Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
* Томский политехнический университет.
* Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
* Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина.
* Московский авиационный институт (МАИ).
* Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
* Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
* Российский университет дружбы народов (РУДН).
* Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
ТРИЗ преподаётся и в других странах:
* Технический университет Мюнхена (Германия).
* Университет прикладных наук Вены (Австрия).
* Университет Твенте (Нидерланды).
* Университет штата Аризона (США).
* Университет штата Пенсильвания (США).
* Университет Торонто (Канада).
* Университет Нового Южного Уэльса (Австралия).
* Университет Кейптауна (Южная Африка).
Есть специализированные учебные заведения:
* Международный центр ТРИЗ (Москва, Россия).
* Институт ТРИЗ (Санкт-Петербург, Россия).
* Академия ТРИЗ (Томск, Россия).
ТРИЗ также преподается в рамках программ повышения квалификации и переподготовки в различных учебных заведениях и организациях по всему миру. Для ТРИЗовцев не существует неразрешимых задач, есть только такие проблемы, для которых идеальное решение еще не найдено. В бизнесе используют адаптированный классический алгоритм решения по ТРИЗ. Он состоит из четырёх этапов: постановка задачи, ОИП (описание инновационной проблемы), выявление противоречий и поиск решения. Работу обычно ведут в группах из нескольких специалистов.
Постановка задачи происходит от проблемы. Чтобы решить её, нужно найти причины, по которым она возникла. Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:
Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна).
Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации).
Выделить ресурсы, которыми обладаем.
Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее).
Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить. Основные функции ТРИЗ:
Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без значительного перебора вариантов.
Прогнозирование развития систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
Развитие творческих качеств человека (творческого воображения и мышления, качеств творческой личности, развитие творческих коллективов) Основные методы технологии ТРИЗ.
В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:
метод мозгового штурма
синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях)
морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения)
метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее
Алгоритм ТРИЗ
ТРИЗ предлагает действовать по определенному алгоритму.
Формулирование противоречия и цели задачи.
Кот точит коготки об диван. Кот не должен портить диван, но у него чешутся когти. Цель задачи: защитить мебель и помочь животному.
Оценка ресурсов.
Необязательно искать сторонние ресурсы, можно использовать уже имеющиеся. Интерес кота к новым предметам, средства на покупку когтеочки.
Выбор принципа решения и применение на практике.
Можно применить принцип копирования — вместо дивана предложить когтеочку.
Анализ решения.
Надо оценить плюсы и минусы решения, проанализировать результат, рассмотреть другие возможные варианты решения.
Ключевые принципы ТРИЗ:
* Использование противоречий и конфликтов как источника инноваций
* Поиск общих закономерностей в развитии технических систем
* Использование творческого воображения и нестандартного мышления.
ТРИЗ - это мощный инструмент, который можно использовать для решения самых разных проблем. Ее простые методы могут помочь вам мыслить нестандартно и находить инновационные решения.
Примеры решенных на практике задач с использованием ТРИЗ:
* Разработка нового типа двигателя: Инженеры использовали ТРИЗ, чтобы разрешить противоречие между мощностью и эффективностью двигателя. Они создали двигатель с переменной степенью сжатия, который мог адаптироваться к различным условиям эксплуатации.
* Создание более эффективных лекарств: Ученые использовали ТРИЗ, чтобы найти новые способы доставки лекарств в организм. Они разработали наночастицы, которые могли целенаправленно доставлять лекарства к пораженным клеткам.
* Улучшение дизайна бытовой техники: Инженеры использовали ТРИЗ, чтобы улучшить дизайн стиральной машины. Они создали машину с вертикальной загрузкой, которая была более удобной и эффективной.
* Разработка новых образовательных программ: Педагоги использовали ТРИЗ, чтобы разработать новые образовательные программы, которые были более увлекательными и эффективными. Они создали программы, которые использовали игровые элементы и практические задания.
* Повышение эффективности бизнес-процессов: Бизнес-аналитики использовали ТРИЗ, чтобы повысить эффективность бизнес-процессов. Они выявили и разрешили противоречия между различными требованиями к процессам, что привело к сокращению времени и затрат.