Найти в Дзене

Оренбургский платок: история, особенности вязания и узоры

Оглавление

В 2018 году вместе с экипажем корабля «Союз МС-11» в космос отправился оренбургский пуховый платок. Он находился там 204 дня, после чего был торжественно передан Оренбургскому музею изобразительных искусств.

«Космическим» оренбургский платок стал не случайно. Именно он является главным символом народных промыслов России и представляет русскую вязальную традицию в мировом сообществе. Расскажем, в чем особенности оренбургского пухового платка и как его вязать.

История оренбургского пухового платка

Более 300 лет назад в Оренбурге начали обживаться казачки-переселенцы. Они хорошо умели работать с шерстью и в совершенстве владели техникой кружевоплетения.

Оказавшись в оренбургских степях, казачки быстро оценили достоинства пуха местных коз и превратили новое ремесло вязания кружевных платков из шерсти в доходное дело.

Кружевоплетение из шерсти на спицах – истоки техники вязания оренбургских пуховых платков
Кружевоплетение из шерсти на спицах – истоки техники вязания оренбургских пуховых платков

Платки от казачек носили далеко за пределами Оренбургской области. Оренбургские пуховницы вязали их на заказ в том числе и для Императорского двора.

«Казачий дар» Ея Императорскому Величеству Александре Фёдоровне: оренбургский пуховый платок и ларец Дома Карла Фаберже из собрания Государственного Музея-заповедника «Павловск». Галерея «Оренбургский пуховый платок».
«Казачий дар» Ея Императорскому Величеству Александре Фёдоровне: оренбургский пуховый платок и ларец Дома Карла Фаберже из собрания Государственного Музея-заповедника «Павловск». Галерея «Оренбургский пуховый платок».

В 1851 году на выставке в Лондоне пуховые платки из Оренбурга получили медали и были особо отмечены Королевской комиссией. С тех пор местный пуховязальный промысел стал обеспечивать теплыми и красивыми платками не только Россию, но и другие страны.

До сих пор связанные вручную оренбургские платки высоко ценятся в мире, а сама традиция достаточно строго сохраняется местными мастерицами.

-4

Ольга Александровна Федорова была одной из самых известных оренбургских пуховниц современности, являлась преподавателем пуховязания Оренбургского художественного училища, членом художников РФ, лауреатом многочисленных международных выставок.

Она успела обучить сотни русских, европейских и американских женщин традиционному ремеслу вязания оренбургских платков, начиная от подготовки пряжи, прядения и заканчивая правильной стиркой и блокировкой.

Старинные узоры оренбургских казачек дополняются орнаментами разных традиций и культур, что обогащает технику, но классикой по-прежнему остается белая или светло-серая «паутинка» (натуральный цвет оренбургского козьего пуха) с «морозными» узорами.

-5

По красивой легенде, которую рассказывают каждому гостю Оренбурга, первый пуховый платок был связан замерзающей девочкой-сиротой из снега на волшебных спицах. Именно этот «снежный» платок помог ей согреться и пережить степные морозы.

-6

Местный обычай – проверять качество платка-«паутинки» протягиванием через кольцо.

Особенности вязания оренбургского платка

Фактически оренбургский пуховый платок является лишь особым комплексом ажуров, выполняемых на спицах. Но техника настолько самобытная и своеобразная, что освоить ее на практике удается далеко не сразу.

Сами платки никогда не называют шалями. На местном комбинате оренбургских платков также нигде нет упоминания шалей. Там было две специальности: вязальщица ажурных платков («ажурница») и вязальщица теплых платков («пуховница»).

Мастерицы Оренбурга не приняли в свой лексикон иностранное слово «шаль». Они всегда называли свои работы платками. А самих пуховниц до сих пор называют «платошницами».

Традиционные платки вяжутся с нуля: процесс начинается с вычесывания коз с помощью чесок (местные пуховницы называют их «хлопалками», «дралками»).

Далее идет прядение с помощью легких веретен, так как козий пух достаточно тонкий. Когда пуховую нить ссучивают (соединяют с шелковой или хлопчатобумажной основой), используют более толстые веретена.

Спицы местные мастерицы называют иглами. По старой традиции работают на 2 обычных металлических спицах небольшого размера.

Современные мастерицы переходят на круговые, чтобы не уставали руки, а также выбирают модели с маркировкой Lace для ажурного вязания с удлиненным кончиком.

При ручном вязании к нижней части полотна раньше прикрепляли грузило (болты, гайки или любые тяжелые мелкие предметы): так оттягивался низ полотна, и оно не мешало вязать. Иногда готовую часть полотна помещают в мешочек для этой же цели.

-7

Техника вязки оренбургского платка

Классическая техника вязки включает платочную гладь, накиды, 2 и 3 петли, провязанные вместе (3 петли провязываются так: третья от края петля протягивается через две следующие).

Традиционный платок получается двухсторонним и вяжется в один цвет. Основу узоров составляют накиды, компенсируемые для равного числа петель 2 и 3 петлями, провязанными вместе.

Орнамент оренбургского платка симметричный. Доминирующая форма – квадрат. Основа орнамента – ромбические узоры.

-8

Узоры оренбургского платка очень простые, имеют самобытные названия, предполагают разнообразные комбинации. На их основе можно создавать собственные композиции.

Каждая мастерица из простых узоров может «нарисовать» свой платок.

«Шишечки», «ландыши», «павлиний хвост», вставки бисера – все это новые элементы, которые пришли в оренбургский платок в начале 20 века. Местные мастерицы, работающие в рамках старой традиции, эти приемы используют крайне редко.

-10

В 19 веке была очень распространена техника многоцветного вязания оренбургских платков, которую пыталась возродить в своих работах О. А. Федорова и ее ученицы.

-11

Из-за сложности незаметной смены цветов пряжи в двухсторонних ажурах данный прием не получил широкого распространения и остался в истории как разновидность оренбургских платков.

В 20 веке появилось несколько экспериментальных образцов жаккардового вязания оренбургского пухового платка. Платок получался не двухсторонним, а имел разную лицевую и изнаночную стороны.

Платок 1958 года с Всемирной выставки в Брюсселе.
Платок 1958 года с Всемирной выставки в Брюсселе.

Жаккардовые оренбургские платки также не нашли массового продолжения в истории вязания «паутинок».

Структура оренбургского платка

Классический оренбургский платок состоит из 3 частей:

  • середина – самая большая часть платка с центральным узором;
  • решетка – разделяет середину и кайму, выполняется контрастным к кайме и середине узором;
  • кайма – (в 2-3 раза шире решетки) оформляется с помощью узоров, сочетающихся с серединными.

В 20 веке появилась еще одна часть платка – лента из зубцов. У нее были декоративные и практические функции: за верхушки зубцов платок фиксировали при блокировке.

Предполагается, что зубчики оренбургского платка позаимствованы у шетландских шалей, которые русские мастерицы могли видеть на международных выставках.

-13

Этапы традиционного вязания предполагают отдельное вязание нижней ленты из зубцов, по кромке которой набираются петли, и дальше все части платка вяжут одним полотном.

-14

У теплых платков принцип вязания другой: в них середина и кайма вяжутся отдельно, после чего соединяются решеткой.

Перед стиркой у классической «паутинки» из козьего пуха все зубчики собираются на плотную нить вершинами. Далее за эту нить платок можно растянуть на раме для сушки.

-15

Пряжа для оренбургских платков

Настоящий оренбургский платок вяжут из пуха местных коз. Сначала «паутинки» вязали из 2-3 пуховых нитей, затем стали соединять пуховую нить с шелковой или хлопчатобумажной.

Оренбургский платок – это, прежде всего, комплекс традиционных ажурных узоров и особенное композиционное строение, орнаментальный ритм. Поэтому из любой пряжи можно связать платок в оренбургском стиле.

Альтернативой оренбургского козьего пуха могут стать:

  • ­ любая пуховая пряжа ручного или машинного прядения,
  • ­ мохер, мохер+шелк, мохер+шерсть,
  • ­ шерсть (меринос, ягненок),
  • ­ лен.
Платок «Лаванда» из шетландской шерсти, палантин «Космея» из мохера на полиамиде, палантин «Северная река» из мохера на шелке с люрексом. Работы, выполненные ученицей О.А. Федоровой Светланой Логиновой.
Платок «Лаванда» из шетландской шерсти, палантин «Космея» из мохера на полиамиде, палантин «Северная река» из мохера на шелке с люрексом. Работы, выполненные ученицей О.А. Федоровой Светланой Логиновой.
Палантин из льна, выполненный ученицей О.А. Федоровой Светланой Логиновой.
Палантин из льна, выполненный ученицей О.А. Федоровой Светланой Логиновой.

В Оренбурге платки вяжут из местного козьего пуха и самих коз очень любят.

-18

Их образ прочно вошел в местный фольклор.

В Оренбурге до сих пор работают пуховязальные артели, где можно посетить настоящие пуховязальные тренинги. Посмотреть на старинные и современные «паутинки» вживую можно в Галерее «Оренбургский пуховый платок».

Глубже познакомиться с историей и техникой вязания можно в книгах:

Федорова О.А. Так вяжут платки в Оренбурге (2010),

Бушухина И.В. Оренбургский пуховый платок (2015),

Логинова С. Л. Оренбургский пуховый платок. Секреты русского вязания: полное практическое руководство (2021).