Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Кризисы жизни по Эриксону – краткий обзор

Кризисы жизни – это переходные этапы, преодолевая которые, человек приобретает новые свойства. Кризисы бывают двух видов: нормативные и не нормативные.

🔹 Нормативные кризисы связаны с возрастными задачами развития. Например, кризис 3 лет, подростковый кризис, кризис середины жизни. Они разрешаются, когда человек выполняет задачу периода. Например, в подростковом возрасте он приобретает идентичность.

🔹 Не нормативные кризисы возникают, когда происходит неожиданное негативное значимое событие. Например: внезапная болезнь, война, финансовый кризис, теракт, насилие. Если такое случилось, задача человека – совладать с ситуацией и вернуть себе контроль над своей жизнью.

Кризисы всегда сопровождаются острыми переживаниями и ссорами. Поэтому бунты подростков – это абсолютно нормально. Взрослые люди в кризисной ситуации тоже могут испытывать сильные эмоции и конфликтовать с окружающими. Хотя инструментов управления собой у них гораздо больше.

Поговорим подробнее о нормативных кризисах.

Психолог Эрик Эриксон выделяет 8 возрастных кризисов. Человек может пройти кризис по позитивному или негативному сценарию. И в том, и в ином случае он приобретает новое свойство личности. Приобретенные свойства влияют на последующую жизнь человека, ведя его к успеху или неудачам.

1 кризис, 1 год жизни, доверие или недоверие

Недоверие к миру, ощущение его как опасного и тревожного может быть связано с негативно пройдённым кризисом 1 года жизни. Именно на этом рубеже у ребёнка формируется базальное (базовое) доверие к миру. Как это работает?

Ребёнок в этот период нуждается в пище и внимании. Внимание включает заботу о физическом (чтобы малыш был одет в сухое и т. д.) и эмоциональном благополучии ребёнка (контакт с родителем). Если мать или замещающий её взрослый (няня, тётя) быстро реагирует на потребности малыша, кормит, переодевает, не оставляет надолго, то ребёнок чувствует, что окружающий мир (воплощённый в матери) уютный и безопасный. У него формируется доверие к миру. А если мать долго не подходит, не кормит, малыш становится нервным, тревожным. Он усваивает, что мир не безопасное место, он не даёт удовлетворения потребностей.

2 кризис, 2-3 года, автономия или стыд и сомнение

В возрасте 3 лет, когда ребенок активно исследует мир и повторяет «Я сам», он может приобрести автономию или стыд и сомнение. Первое приобретается, если родители активно поощряли малыша к его изучению мира. А второе – если они ограничивали ребёнка, не давая делать самостоятельных шагов.

Это ощущение потом может преследовать человека всю взрослую жизнь. Работать с этим сложно, но возможно.

3 кризис, 5-6 лет, инициативность или чувство вины

Безынициативность и зависимость от мнения других аукается при построении карьеры. Обладателям таких характеристик сложно расти в должности и зарплате. Они могут засидеться в специалистах, хотя по опыту могли бы руководить.

Между тем, эти качества могут быть следствием возрастного кризиса 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок, уже познакомившись с предметным миром, активно осваивает социальные роли. Он играет – в доктора, в пожарного. Он хочет помогать маме или папе. Он моделирует мир взрослых и ищет в нём себя, впервые заявляя: «Я буду космонавтом». Это важный период перед школой, когда сын или дочь примерят на себя роль ученика.

Но некоторые родители, стремятся защитить своё чадо, накладывают на него многочисленные ограничения – куда идти, с кем играть. Это развивает в ребёнке чувство вины (он думает, что делает что-то не так). Он перестаёт проявлять инициативу, предпочитая «безопасные» роли, навязанные родителями.

4 кризис, 7-11 лет, работа или чувство неполноценности

Ещё один возрастной период, в котором формируются важные для работы качества – это начальная школа. В это время ребёнок активно осваивает новые навыки. Если ему это хорошо удаётся, у него формируется трудолюбие. А если он сталкивается со сложностями, то неполноценность.

Родители могут помочь сыну или дочери справиться с возрастной задачей, например, объяснить, что ошибки – это опыт, и что умение формируется не сразу. Если же они только критикуют и не разделяют успехи, то у ребёнка снижается самооценка, он перестаёт пробовать новое и не хочет брать на себя ответственность. Эта же модель поведения сохранится у него и во взрослом возрасте.

5 кризис, 14-15 лет, идентификация или спутанность ролей

Подростковый возраст – период бурного развития организма, когда гормональные бури совпадают с поисками себя в этом мире. Снижается авторитет родителей и возрастает влияние сверстников. Ведь родители часто указывают «как правильно», а ровесники тоже ищут себя, и их взгляд на мир становится ближе. Бунты против «предков» на этом этапе нормативны. И если родители это понимают, дают ребёнку больше свободы, устанавливая при этом правила, это способствует самоопределению. Если же в семье действуют жёсткие запреты и подавляются чувства, это создаёт недоверие. Подросток начинает обманывать, быть одним в семье и другим вне её. Отсюда и проблема идентификации. Аукается она во взрослом возрасте, когда человек не понимает, кто он, чего он хочет и куда идёт.

6 кризис, 18-25 лет, близкие отношения или изоляция

Первые серьёзные отношения обычно строятся в период 18-25 лет. Молодой человек или девушка понимают своё место и роль в собственной, не родительской семье. В это же время они активно развиваются в трудовой сфере – получают профессию и начинают работать. Это период активных поисков. Ведь и в отношениях, и в работе молодые люди делают первые шаги, пробуют и ошибаются. Кто-то понимает, что пошёл не туда и меняет профиль деятельности, кто-то ищет новых отношений.

Это 6-й кризис жизни по Эрику Эриксону, в который появляется свойство близости – ощущение способности строить отношения с другими людьми и поддерживать их, или изоляция – ощущение отчуждения от общества.

Непроработанный (или негативный вариант кризиса 18-25 лет) приводит к тому, что уже в зрелом возрасте человек не может найти себе место в этом мире, постоянно меняет работу. А к 40 годам или старше люди могут не иметь ни семьи, ни детей.

7 кризис, 35-45 лет, генеративность или застой

Серьёзное переосмысление жизни и выбор дальнейшего пути движения – вот смысл кризиса 35-45 лет. В это время человек задумывается, выбирал ли он свою жизнь сознательно и свободно или делал так, потому что когда-то так сказали родители. Он смотрит на то, чего достиг и понимает, что не всё ему под силу. Он может чувствовать разочарование или, наоборот, гордость от достигнутого.

Этот кризис можно пройти двумя способами. В первом случае человек осознаёт свои возможности и выбирает продуктивный дальнейший путь развития. В этом случае он приобретает свойство генеративности. Во втором – человек обесценивает достижения и топчется на месте. Это называется застоем. Выйти из застоя одному может быть непросто, легче это будет сделать вместе с психологом.

8 кризис, 60 лет и старше, цельность личности или отчаяние

Последний кризис жизни человек проживает в возрасте около 60 лет. Ему предшествуют или сопровождают его выход на пенсию, переход к более спокойному ритму жизни, снижение физических возможностей. Это ещё одно переосмысление своего пути, осознание потерь близких и ощущение жизни как конечной. Эриксон связывал его с появлением таких свойств, как цельность личности или отчаяние. В первом случае человек принимает и понимает происходящее, то есть обретает мудрость. Во втором – замыкается в себе, становится сварливым и вечно недовольным жизнью. Выбор, как известно, совершает сама личность.

Автор: Александр Гросс
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru