Найти в Дзене

Основы русского самосознания

Уже пару месяцев я размышляю над культурой русского народа, над мировоззрением наших предков. Размышления эти начались, когда я посетил лекцию Феликса Вельевича Разумовского «Тернистый путь русского самосознания самопознания». По ссылке можно посмотреть видеозапись всей лекции, она действительно интересна, в ней автор рассуждает об эволюции взглядов наших предков на самих себя, на то, что являлось доминантой в их сознании, вокруг чего строилось мировоззрение. Меня же особо зацепили несколько тезисов, которыми хочу с вами поделиться. Одной из ведущих категорий нашей культуры, как считает Феликс Вельевич, является красота. Более того! Обратимся к цитате из Повести временных лет, к эпизоду с выбором религии князем Владимиром Святославичем: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людь

Уже пару месяцев я размышляю над культурой русского народа, над мировоззрением наших предков. Размышления эти начались, когда я посетил лекцию Феликса Вельевича Разумовского «Тернистый путь русского самосознания самопознания».

ВКонтакте | ВКонтакте

По ссылке можно посмотреть видеозапись всей лекции, она действительно интересна, в ней автор рассуждает об эволюции взглядов наших предков на самих себя, на то, что являлось доминантой в их сознании, вокруг чего строилось мировоззрение. Меня же особо зацепили несколько тезисов, которыми хочу с вами поделиться.

Одной из ведущих категорий нашей культуры, как считает Феликс Вельевич, является красота. Более того! Обратимся к цитате из Повести временных лет, к эпизоду с выбором религии князем Владимиром Святославичем: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Обратитесь к привычным пейзажам русских деревень, к убранству домов. Всегда было стремление к какому-то преображению, украшению окружающего наших предков пространства. Да и сейчас оно присутствует.

Что же случилось с народной культурой, с самосознанием народа? Они прошли через мясорубку катастрофических событий. Сначала Батыево нашествие, когда культурные центры Руси пришли в упадок, а многие зодчие были убиты или угнаны в полон. Затем реформы Петра Великого, который вознамерился покончить со стариной и европеизировать страну. Полноценно это сделать не вышло, но породило раскол между оставшимся при своём народе и поверхностно вестернизированными элитами. И, наконец, трагический ХХ век: две мировых и гражданская войны, культурная политика большевиков и современное выжженное поле народной культуры.

И туда же, к категории красоты, относится ещё одно качество народа, которое было присуще нашим предкам: умение работать с пространством. Россия издревле стремилась охватывать большие пространства, русские издавна умели организовать жизнь на значительных территориях. Прийти в голое поле, прийти в пустыню или тайгу и создать там преуспевающий населённый пункт – это про нас. Вдумайтесь: мы потомки людей, которые за тысячу лет, несмотря на тяжелейшие испытания судьбы, дошли от Ладоги до Калифорнии.

В какой-то, однако, момент, этот талант работы с пространством мы стали терять. Феликс Разумовский считает, что с момента продажи Аляски – потому что нельзя торговать своей землёй. Мне же кажется, что ещё в советские годы этот талант работы с пространством был: без него, на одной социалистической идее, не появлялись бы новые города из ничего.

Более того, текущее преображение городов и посёлков, улучшение городской инфраструктуры (силами энтузиастов и государства, потому что без запроса общества никакого улучшения не было бы), как мне кажется – это продолжение дара умения работать с пространством. Пока что робкие шаги, как у человека после тяжёлой болезни, который, чуть восстановившись, пытается делать первые робкие и неуверенные шаги.

Когда же мы окончательно восстановимся, когда восстановим связь с культурой наших предков – то побежим.

Визуально отобразить русский взгляд на мир и русский дар работы с пространством, ухватить эту идею сумел великий художник Исаак Левитан.

Наш подход к жизни выражен в картине «Над вечным покоем». Нашей культуре присуща гармония с землёй, с природой. Не революция с обращением рек вспять, а сотрудничество, уважение и почёт.

Наука
7 млн интересуются