Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Игра— вид деятельности, в процессе которой дети в увлекательной форме узнают новое для них. «Открытие», что в природе всё взаимосвязано является чрезвычайно важным для дошкольников.
Данная методическая разработка способствует более глубокому знакомству детей старшего дошкольного возраста с природными явлениями, их особенностями, учитывает любознательность и возросший познавательный интерес.
За счёт совместной с педагогом работы в разных видах деятельности дети много двигаются.
Музыкальное сопровождение создаёт атмосферу гармонии с природой, радости, развивает способность эмоционально воспринимать информацию о природных явлениях.
Пояснительная записка
Образовательный процесс ведётся согласно образовательной программе нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы», разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями под редакцией М.А. Васильевой.
Также используются программы коррекционной направленности «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Подготовка к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко (в связи с видом нашего дошкольного образовательного учреждения).
Чувствовать, познавать, творить — вот три взаимосвязанных линии развития ребёнка, которые проходят через всю игру-занятие по формированию целостной картины мира, развитию речи, в данном случае — это более полное знакомство с осенними явлениями.
Во время образовательной деятельности при объяснении материала используется беседа, в конспекте даны предполагаемые ответы детей в краткой форме.
Как часть занятия включена продуктивная деятельность — аппликация, что позволяет детям реализовать творческие способности, обобщить багаж знаний.
Предполагаемый результат:
- дети знают названия деревьев и листьев посредством игры «Как назовём листок?»;
- называют народные приметы об осени и её основные признаки;
- проявляют активность, самостоятельность в игре, упражнениях, творческих заданиях;
- ритмично импровизируют движения в соответствии с характером и динамикой музыки;
- проявляют эмоциональную отзывчивость к классической музыке; отзывчивы и доброжелательны друг к другу, оказывают взаимопомощь;
- расширен как активный, так и пассивный речевой словарь.
Оборудование и материалы для педагога:
- мольберт, магнитная доска;
- записи музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года»;
- гимнастическая скамейка; знаки: «Солнце» и «Снежинка»;
- рамка формата А3 со стеклом;
- мультимедийное оборудование (экран, проектор);
- костюм «Осени».
Оборудование и материал для детей:
- стулья на каждого ребёнка; пенёчки 3—4 штуки;
- камни; игрушки (насекомые);
- ткань голубого цвета для имитации речки; презентация «Осень», буквы С, О, Н большого размера;
- карточки с правилами поведения в лесу;
- медальоны с изображением перелётных и зимующих птиц.
- Раздаточный материал:
- разноцветные листья;
- шарики из пластилина.
Ход игры-занятия
Воспитатель (В.). Здравствуйте, дети! Отгадайте загадку:
Что за весёлая хозяйка
Красит золотом лужайку?
Красит без краски, красит без кисти,
Золотом красит зелёные листья.
Ветер хмуро листья носит.
В гости к вам пришла. Я — …
Дети. Осень.
В. Я — Королева осени, пришла вас пригласить на лесную поляну моего осеннего королевства. Хотите пойти со мной?
Дети. Да, хотим.
В. Скажите, ребята, а вы знаете правила поведения в лесу?
Дети. Знаем.
Воспитатель показывает карточку, а дети, глядя на неё, называют правило.
В. Отправляемся в путь! Дорога в лес предстоит трудная, будет много препятствий.
Звучит музыка леса.
В. Посмотрите, путь преграждают пеньки, давайте их обойдём.
Перемещение детей друг за другом змейкой между конусами.
В. Дальше на нашем пути широкий ручей, послушайте, как он журчит. Постараемся перепрыгнуть через него, не замочив ноги.
Дети перепрыгивают через макет ручья.
В. А вот бревно. Это старое упавшее дерево — мостик через глубокий овраг, по нему пойдём осторожно, удерживая равновесие, чтобы не упасть вниз.
Передвижение детей по гимнастической скамейке, удерживая равновесие. Воспитатель осуществляет контроль за выполнением движений.
В. Глазки закроем, повернёмся вокруг себя!
Дети выполняют движения.
В. Посмотрите, мы добрались до чудесной лесной полянки. Давайте полюбуемся красотой осеннего леса!
Показ презентации под музыку, воспитатель читает стихи.
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
В. Дети, вы знаете названия моих месяцев?
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. Молодцы! А вы знаете, что эти месяцы назывались в старину по-другому? Сентябрь — рябинник, октябрь — листопадник, ноябрь — зимник.
В. Как вы думаете, почему их так называли?
Дети. В сентябре — созревает рябина; в октябре — опадают все листья; в ноябре — появляются морозы и замораживают всё вокруг.
В. Ребята, я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о чём идёт речь.
Холодное, бледное, тусклое. Что?
Дети. Солнце.
В. Тяжёлые, сырые, тёмные, дождливые. Что?
Дети. Тучи.
В. Долгий, моросящий, холодный, осенний. Что?
Дети. Дождь.
В. Холодный, колючий, порывистый, пронизывающий. Что?
Дети. Ветер.
В. Жёлтые, золотистые, багряные, разноцветные. Что?
Дети. Листья.
В. Пойдёмте, погуляем по нашей осенней полянке. Посмотрите тут какой-то бугорок под листиками. (Показывает камушки с листочками.) Давайте, мы тихонько поднимем листочки и посмотрим, кто же там спрятался. (Поднимает листочки.)
В. Ребята, кто это здесь так уютно расположился?
Дети. Насекомые.
В. Почему осенью насекомые прячутся?
Дети. Становится холодно.
В. А куда ещё прячутся насекомые осенью?
Дети. Уползают глубже в землю, прячутся под кору деревьев, в пни, под камни.
В. Посмотрите, сколько красивых листьев у нас на полянке, давайте мы их соберём и укроем наших насекомых, чтобы зимой они не замёрзли.
Дети собирают листья, укрывают насекомых и усаживаются на коврик.
В. Почему листья изменяют свой цвет осенью?
Дети. Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла.
В. Скажите, листочек с берёзы (дуба, осины, рябины) мы как назовём? (Берёзовый, дубовый, осиновый, рябиновый.)
В. Давайте и мы с вами превратимся в листочки.
Игра-импровизация «Полёт осенних листьев»
В. Все листочки лежат на земле. Но вдруг подул ветерок. (Заиграла музыка.) Листочки постепенно оторвались от земли и полетели по ветру. Вот ветерок подул с правой стороны — листочки полетели в левую сторону. Ветер поменял своё направление и подул с левой стороны — листочки полетели в правую. (Педагог дует на детей с разных сторон.) Ветерок стих, и листочки снова опустились на землю.
Дети остаются сидеть на коврике.
В. Давайте на время станем художниками и изобразим «Полёт осенних листьев». Для этого каждому из вас по очереди, сначала девочкам, а потом мальчикам, нужно будет взять листочек и шарик из пластилина, прикрепить его к листочку и поместить на картинку. Ребята, с какой стороны будет дуть ветерок на наши листочки? (Ответы детей.)
Дети под музыку выполняют инструкции педагога.
В. Посмотрите, какая у вас получилась яркая, замечательная, красивая картина! Теперь давайте присядем на наши стульчики-«пенёчки».
Дети садятся на стульчики. Звучит аудиозапись звука улетающих журавлей, уток.
В. Чьи это голоса?
Дети. Мы слышим голоса птиц.
В. Да, это голоса улетающих журавлей и уток. Как вы думаете, куда и почему они улетают?
Дети. Многим птицам здесь зимой не хватает корма — они улетают в тёплые края.
В. Давайте на время превратимся в птиц и поиграем.
Игра «Перелётные и зимующие птицы»
На спинке стула у каждого ребёнка висят медальоны с изображением перелётных и зимующих птиц, которые дети одевают на шею.
В. Узнали, что вы за птица?
Дети называют птиц. Воспитатель показывает два знака — «Солнце» (означает юг), «Снежинка» (означает место зимования). Детям предлагается вспомнить, какая у них птица — перелётная либо зимующая.
В. Как только заиграет музыка, птички полетят к своему знаку: в тёплые края — к солнышку, а те, кто остаётся с нами зимовать — к снежинке.
Дети выполняют задание.
В. Давайте проверим, все ли птицы правильно выбрали свой путь? (Ответы детей.)
В. Молодцы. Наше путешествие подходит к концу, давайте ещё раз расскажем про осень. Осень наступает после лета. Листья окрашиваются в разные, яркие цвета. Солнце становится неярким, тусклым. Часто идёт холодный, моросящий дождь. Дует пронизывающий, северный ветер. По небу плывут серые, дождливые облака.
Вот и зима в окно стучится, нам ора возвращаться в детский сад. Друзей-птичек возьмите с собой. Ребята, а вы сможете найти дорогу домой?
Дети. По мостику, перепрыгнем ручей, обойдём пенёчки.
Дети проходят весь путь в обратном порядке.
В. Ну, а мне пора возвращаться в своё королевство. До свидания, до новых встреч!