Держите выдержки из, а пусть будет Богоявленско-Воздвиженской, летописи, которая вполне бы могла существовать,😜 если бы не одно но.
Сѣдяша полочанѣ на Полотѣ, живяху о собѣ и владѣющи роды своими. Имѣяхуть бо обычая своя и законы отець своихъ и градъ у ихъ бывъ Полтескъ. От сихъ же и кривичи, иже сѣдять на верхъ Волгы, и на вѣрхъ Двины и на вѣрхъ Днѣпра, ихъже и города есть Смолѣнескъ и Избореск, тутъ сѣдяша кривичи межъ лѣтьголой и голѧдью. А языкъ сихъ пол словенскъ, пол инни языци, яко литва.
Я это к тому, что в Повести Временных Лет даётся перечень племён говорящих на славянском языке Се бо такмо словенскъ язык в Руси. И перечень племён инни языци, иже дань дают Руси. Так вот, кривичей ни там, ни там нет, хотя полочане, от которых кривичи «получились», присутствуют в перечне говорящих по-славянски. А что если предположить, что изначально кривичи назывались кривь, как сумь, емь, водь, весь и, да, да, чудь? И были, то ли балтами, то ли, этими самыми, финно-уграми? Но были перемешаны и ассимилированы осевшими на этих землях славянами? Смотрим на карту.
То есть, словене, местных, проходя на север, "раздвинули", а оставшиеся, смешавшись с аборигенами, стали кривичами. Полочане, конечно, не отказали себе в собственном самоназвании, так как были горды и высокомерны, проживая на фоне маленьких деревушек в своём мегаполисе.
Потом случилось событие, за которым полочане из-за своей стены наблюдали с огромным интересом. А там, граждане ещё не объединённые общим термином, и называющие себя чюдь, словенѣ, кривичи и в(е)?ся, передрались между собой, не в силах определиться кто будет княжить и володѣть ими.
В конце концов, вышеупомянутые выписали из-за моря трие брата с роды своими, а те пояша по собѣ всю русь. Главный брат, Рюрик, сел у словен, Синеус был откомандирован руководить в глушь чудью и весью, а Трувора послали сидеть въ Изборьсцѣ. В один из крупных городов кривичей, который полочане не то, чтобы считали соперником, но определённо посматривали на изборчан, как на антагонистов в некоторых бытовых и не только вопросах.
Вот и Богоявленско-Воздвиженская летопись замечает. 😜
Кривичи живяху звѣрьскымъ образомъ, мужи, умомъ горди, пия медъ излиху, бѣсовьскыя пѣсни крича, не вѣдуще закона Божиа. Многыя жены съ многыя мужами похотьствують скотьскы. Законъ не знаютъ, дань с дыма в Полтескъ не даютъ, токмо обычаи свои злыя творяху. За грехи ихъ наказаны бысть, пришедъ къ нимъ въ лѣто 6370 от словѣнъ князь злый Триворъ, Рюриковъ братъ. И бысть имъ печаль многыа. А полочане живяху благолѣпно, обычай имяху тихъ и кротокъ и володѣти сами в собѣ по законы отець своихъ.
С другой стороны, кривичи изборчане не чужие люди. Душа-то за них болит и вот...
Трувор просидел в Изборске два года, а потом умер, как и брат его Синеус. От чего умерли, ПВЛ не уточняет, придется обратиться к Богоявленско-Воздвиженской 😜
В лѣто 6372 убиен бысть Триворъ у градъ Пьсковъ Водимомъ* вноукомъ Гостомысла за злы дѣла его. В тоже лѣто уби Рюрикъ Водима храброго и иныхъ многихъ. И посла в градъ Водима Полтескъ мужей своихъ Аскольда и Дира и много те зла полочанемъ сътвориша.
*-через "о" пишу специально Водим и поздний, христианский Вадим, имена разные.
В Никоновской, реальной, летописи об этом есть строчка под 865-м годом, правда без пояснений, что, зачем, почему воеваша. Просто воеваша и всё.
А вот там же про Вадима
В общем, видя какое непотребство творят приглашенные менеджеры, местный полоцкий руководитель Вадим принял решение о силовом воздействии, но был сам показательно наказан смертью. Далее ПВЛ говорит о том, что Рюрик после смерти братьев раздая мужемъ своимъ руководящие должности и волости. То есть, происходит пересобирание земель после некого разгрома. Овому (кому-то) Полътескъ достался. Только ПВЛ снова не уточняет, кто этот овый. А предположим ка, что Полоцк в овом не сильно нуждался, по причине того, что у Вадима остался наследник и прибегающие сотворить зло Аскольд с Диром максимального зла не смогли причинить. А вписка Полоцка в перечень раздаваемых городов лишь для форсу бандитского престижа. Типа, и Полоцком владел! А что? Там же, исходя из версии, какой-никакой родственник сидел. Кстати, самое время на фамильное древо взглянуть. Со стороны версии глядеть будем через Татищева, который предполагал, что тов. Вадим Храбрый сын старшей дочери Гостомысла, а тов. Рюрик - сын средней. Про младшую дочь неизвестно вообще ничего.**
**-но, как-нибудь дойдём и до неё 😜
Вадим решил, что раз он от старшей дочери, то главнее всех, но Рюрик убедительно показал, что нет. Единственно, посадить своего человечка в Полоцк не вышло. Местная правящая банда цепко держалась за, незнаемого нами, наследника Вадима.
Далее, перепрыгиваем чуть вперёд, в договор князь Игоря с империей, где перечисляются его родственники. Не все, я так понимаю, а только имеющие политический вес.
Мы от рода рускаго слы и гостье: Иворъ, солъ Игоревъ, великаго князя рускаго, и обьчии сли: Вуефастъ Святославль, сына Игорева, Искусеви Олгы княгыня, Слуды Игоревъ, нетий Игоревъ, Улѣбъ Володиславль, Каницарь Предславинь, Шигобернъ Сфандръ, жены Улѣбовы, Прастенъ Турдуви, Либиарь Фастов, Гримъ Сфирковъ, Прастѣнъ Якунъ, нетий Игоревъ
Присутствуют, сам Игорь, его сын Святослав, жена Ольга, Игорь племянник князя Игоря***
***-само по себе наличие племянников у Игоря Старого занимательно. Получается, что папа Рюрик сделал не одного Игорька. Или, как минимум, у жены Рюрика были братья, сестры. А у них свои дети.
Или
Дальше в договоре идут персонажи без привязки по родству. Предположим, что это ближайшие соратники по опасному раннефеодальному бизнесу. Но затем, бац, и еще один "племяш", Якун. Остальных послов я в цитате не стал приводить, они к делу отношения не имеют. Но вот этот Якун, кто это? Почему он стоит после условных министров в перечне? И вот такой будет у меня ответ. Смотрим ниже.
Якун, получается, троюродный племянник Игоря. Родня дальняя, но в список пришлось вписать, потому как сидит на месте важном. Один из торговых маршрутов. Не сказать, чтобы критически важный, но сильно сокращающий время в пути от производства до места сбыта. И родство пришлось подтвердить, правда вписали его после главсемьи и ближних.
Ну а дальнейшая история про то, как Владимир Святославович подстрекаемый богатырём и, по случайности, дядей Добрыней, укокошил пятиюродного брата Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду изнасиловал, общеизвестна. Интересно в этой связи то, что потомки от этого насильного брака себя считали не то, чтобы отдельной ветвью общего дома, а прямо-таки отдельной полоцкой трудовой династией "Рогволожи внуки". Заметим, название по последнему представителю "чистой" крови, не смешанной с Рюриковичами. Ребята, похоже, вообще не хотели иметь дело с этими мочащими друг друга упырями. Сидели у себя и не отсвечивали. Был, правда, один момент, когда представитель Рогволодовского дома сел в Киеве. Но там история непростая, как-нибудь в следующий раз.
А за сим, всё.
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С