Количество разводов сейчас зачастую превышает количество заключённых браков. Аннулировать «ячейку общества» сейчас так же просто, как и зарегистрировать. Раньше разводов было куда меньше, но это вовсе не значит, что все вокруг жили душа в душу.
Представьте, что вам удалось переместиться на несколько веков назад. Вы оказались в Англии XVIII века в самом центре ярмарки. Здесь вам пытаются продать самые разные товары: кто-то предлагает кусок копчёной свинины, кто-то зазывает купить в него свежепойманную рыбу.
И вот среди всего этого разнообразия перед вами предстаёт неожиданная картина: посреди рынка стоит женщина, которую в ошейнике и на поводке привёл сюда её муж. Нет, вам не показалось, муж действительно продаёт свою жену.
В современном мире мы зададим логичный вопрос: почему они просто не разведутся? Развестись можно было через церковный суд, вот только потом нельзя было повторно вступать в брак. Шли годы, и этот процесс упрощался, но не сильно. Так, с 1690 года супруги могли оформить развод через парламент, но это было очень дорого. Спустя ещё полтора столетия (в 1857 году) появился бракоразводный акт, процедура развода стала дешевле, но всё ещё оставалась недоступной для большинства желающих.
Именно это и привело к появлению обычая продажи жены. Власти такой метод не пресекали, так что он продержался достаточно долго. А перестали проводить такие торги совсем недавно, буквально в начале XX века.
Явление не было повсеместным, и каждый случай вызывал живейший интерес у зевак. Тем не менее таким способом расторжения брака пользовались сотни англичан.
Этому явлению даже посвящён роман Томаса Харди «Мэр Кэстербриджа», написанный в 1886 году. Основа сюжета книги в том, что Майкл Хенчард сильно разругался со своей женой Сьюзен, а утром отвёл её и дочь на ярмарку и продал там за пять гиней. А когда герой книги раскаялся в своём поступке, было уже поздно.
Минусы такого метода были в том, что женщина выставлялась как товар (современные феминистки точно бы не одобрили такое), торги на неё проводились в формате аукциона.
Плюсы тоже были: для женщины это был практически единственный способ начать новую жизнь. Без её согласия «продажа» состояться не могла. Она могла отказать победителю аукциона. И вообще, часто аукционы проводились фиктивно, так как сделка уже состоялась, а «покупателем» был любовник жены.
Кроме всего прочего в Англии того времени были строгие законы, например, такой как «Закон о браке», подписанный в 1753 году. По этому закону стали невозможны тайные союзы, более сложной стала процедура вступления в брак, ведь прежде венчание и церемония в церкви не были обязательными. До принятия закона для вступления в брак требования были очень просты: согласие обеих сторон и достаточный возраст (для юношей – четырнадцать лет, для девушек – двенадцать). Но с принятием закона венчание священником стало обязательным.
Те, кто был не согласен с законом, сбегали в Шотландию, где венчали абсолютно всех, не обращая внимания на согласие семей и возраст молодожён.
Но даже трудности заключения брака не могли сравниться с трудностями его расторжения. С середины XVI века расторгнуть брак могли только тогда, когда был доказан факт нарушения супружеских обетов, но для этого требовались свидетели. Развод не давали ни при отсутствии детей в семье, ни при болезни или даже сумасшествии второго супруга. Даже если брак был абсолютно неудачным, людям приходилось с этим просто смириться. Но на это были согласны не все, и, как мы помним, это привело к продаже жён на рынке.
Все описанные способы «развода» были приемлемы лишь для низшего сословия, бедняков, крайне редко к этому прибегали люди из среднего класса.
Когда вместе не уживались супруги из высшего общества, они просто разъезжались по разным домам и продолжали жить отдельно. Реже они добивались официального развода, для них это была посильная трата.
Однако, известен и нестандартный случай, когда в 1741 году маркиз Карнарвон купил жену у конюха и официально женился на ней. Так она из горничной стала женой маркиза и вошла в высшее общество.
Ещё один случай произошёл в Лондоне в 1804 году. Тогда местный лавочник продал жену, в их семье давно был разлад. Жена к тому времени сама хотела уйти к другому, который её и «купил».
Но более необычная история произошла в 1814 году, когда власти города Эффингема через суд обязали бедняка Генри Кука продать свою жену. У Генри накопилось много долгов, а поскольку в те времена жена практически принадлежала мужу, то такое «имущество» вполне могли забрать за долги. А вместе с женой в рабочий дом отправилась бы и их дочь. Потому власти приняли решение в пользу продаже жены, что и было сделано за несколько дней.
Такие перестановки путали священников в церкви, они не понимали, кем будут считаться дети, рождённые во втором браке, как правильно оформить повторную женитьбу мужчины и ряд других моментов. Чаще всего на такое просто закрывали глаза, а в церкви проповедовали отказ от продажи своих жён.
Последний случай продажи жены произошёл в английском городе Лидс в 1913 году.