Найти тему
Дамир Исхаков

Как роды усерген, кыпчак, бурджан и тамьян из ногайских татар вошли в башкирское сословие?

Публикуется грамота, написанная на татарском языке и выданная русской администрацией ногайским татарам, которые поступили на службу московскому царю, за что получили земли на Южном Урале. В грамоте говорится о четырех ногайских беях из рода усерген, кыпчак, бурджан и тамьян. Грамота сохранилась в виде копии от 1838 года. В документе перечисляются земли на Южном Урале, которые были по жалованы этим четырем родам. В ней говорится, что «некоторым» из этих беев (князей) дали земли, людей, а «некоторые» получили тарханство. По мнению авто­ров, время составления грамоты относится к рубежу ХVI-ХVII веков.

Авторы Ильнур Миргалеев, Марсель Ахметзянов

Грамота раскрывает начальный процесс вхождения четырех ногайских родов в этносословие «башкорт».

Найденная во время археографической экспедиции в Азнакаевском районе Республики Татарстан грамота русской администрации Казани ногайским беям родов усерген, кыпчак, бурджан и тамьян, которая находилась среди других татароязычных документов и татарских шежере, позволяет про­следить историю заселения Южного Урала ногайскими татарами и поступле­ние их на службу московскому царю. Как известно, позже эти роды были включены в сословие башкир-вотчинников (асаба башкорт) и впоследствии стали одними из основных башкирских родов.

АвтоЭта грамота, написанная на татарском языке и сохранившаяся в копии от 1838 года, созвучна и с некоторыми данными поздних башкирских шежере, опубликованных Раилем Кузеевым. Ногайские татары активно заселяли Волго­Уральский регион [Продвижение ногайских татар достигло реки Вятки; например, известно, что некий Ханмирза бей со своими людьми заселил бассейн реки Вятка] и, скорее всего, эта грамота могла принадлежать той части ногайских татар, которые заселили юго-восток современного Татарстана, а часть их родственников получила от русской администрации в Казани земли на Южном Урале.

В документе перечисляется, что «некоторые» из этих при­глашенных получили земли, людей, а «некоторые» получили и тарханство. Здесь налицо тот факт, что эти племена были расселены по завоеванным Мо­сквой татарским землям Казанского ханства, западным территориям Сибир­ского ханства и землям Ногайской Орды на Южном Урале.

Перед Москвой стояла задача как можно быстрее заселить эти территории, которые «пусто­вали» после бедствий, свалившихся на голову ногайцев в последней четверти XVI века, и организовать охрану новой границы. На наш взгляд, именно эти племена в 1630 году и разгромили калмыков.

Причем эти роды еще не названы башкирами, что свидетельствует о том, что описываемые события происходили после падения Казанского ханства и до вытеснения из Приуралья Кучум-хана и его сыновей. На наш взгляд, речь идет о рубеже XVI-XVII веков.

Часть этих ногайских племен получила земли на Южном Урале с условием, что они будут нести военную службу. Этот надел назван в источнике «особой землей Бурджан», что в оригинале звучит как «Бурджаннын асабуй йиридур» и отражает процесс формирование асаба-башкорт - термина русского происходения, которым обозначали башкир-вотчинников.

Эта новое сословие должно было нести охрану юго-восточных границ Московии. Рус­ская администрация называла их башкирцами; скорее всего, термин был свя­зан с административной системой Казанского ханства, так как в верховьях Камы, как известно, был расположен башкирский улус Казанского ханства, население которого несло службу по охране северо-восточных границ Казан­ского ханства.

Очевидно, основу этого нового сословия составляли иштяки; позже в XVII веке в их состав вошли татарские племена Сибирского ханства, такие как табын, катай и салджуит. Теперь же с изменениями политических границ отпала потребность наличия особого служилого сословия на верховь­ях Камы и московская администрация переселила иштяков-башкир южнее, прежде всего на ногайские земли, где они должны были нести охрану новых границ Московского государства.

В их состав власти в последующем «влива­ли» новые группы населения. Эта же грамота показывает процесс вхождения четырех ногайских родов в сословие «башкорт»; в дальнейшем именно эти четыре племени стали самой многочисленной частью современного башкир­ского народа. Информация из этого документа, что «Великий император князь-царь Иван Васильевич присоединил им народ» показывает, что ногай­ским беям в подчинение было предоставлено какое-то население. Безуслов­но, здесь речь идет прежде всего об иштяках.

В конце документа указаны пять подписантов грамоты; однако вызывает недоумение, что в тексте написано «кул куймадылар» (перевод: не подписа­ли). Скорее всего, переписчик здесь вместо «куйдылар» по не внимательно­сти (?) или е в силу ветхости оригинала, написал «куймадылар», добавив лишнюю букву «мим». Это подтверждается и тем, что из пяти подписантов двое - Алхасов Степан и Пиркутов Михаил - не одобрили документ; что то­же трудно себе представить. Просто, из-за нечитабельности оригинала пере­писчик после их имен не дописал слово «хуп», что дословно с татарского переводится как одобряю.

Такая ситуация показывает, что в начале XIX века для переписчика было важно сохранить старый документ как, возможно, семейную реликвию, а не как юридический документ. Также это показывает и то, что часть ногайцев была расселена и дальше на запад от Южного Урала, и, в отличие от тех, кто получил «асабуй йир» за военную службу, они были распределены и в другие сословия и, в отличие от своих собратьев на Южном Урале, вошли в состав татарского народа.

-2

Русский перевод [Перевод на русский язык Хафизов З.Т., Миргалеев И.М.]

В 961 году, шестого октября, русский народ завоевал город Казань. По­строили в этом городе дома, после этого четыре хана племен (оруг) - князь Бикбау из рода Усерген, князь Мишауле Каракуджак из рода Кыпчак, князь Ички би из рода Бурджан, второй князь Бурансы би, князь Шыгалы Шакман би из рода Тамьян - по приглашению поехали в город Казань.

Великий император князь-царь Иван Васильевич присоединил им народ и велел, измерив, поделить земли и воды и дал об этом грамоту. По просьбе некоторых с помощью приказа нашего великого царя (шаха) они взяли с со­бой народ, некоторым дав названия тарханы, оказав милость, с целью изме­рения и раздела дарованных земель и вод были разосланы письма в Ногай­ские и Сибирские дороги, чтобы, согласно этим письмам, земли, которые бы­ли отданы им для владения, были измерены и обсуждены, и эти пустынные земли, леса и воды были поделены.

Для некоторых определили платить лисий ясак. По этим территориям по­деленных земель было известно следующее; написано об этих местах - по реке Яик, нижняя граница которой Сарайчык, или по Яику верхняя граница Бузжавыл, река называется Сакмар. Иш... с начала да конца два протяже­ния ... с начала до конца Сайулмыша, начало с камней Каравыла. с реки Ма- лык до Ялгыз Уянке; с Ногай Кичу (ногайского перехода) до Уксез Тубе в землях Иртубека; водоем Каракашлы; с Эувалгы Карагая, с Кур Иувара, с вершины Калмыш до Водяного холма; с камней Алты тотыр Сакмара до Ки- ембирде Тубе, до долины Таналыка, до местности Бузтирек в Яике; через лес Хан Кара в местности Камышлау с Куш Уба, с холма Уйрук до реки Джим - усергену и кыбчак, тамьян, бурджан. Местность Чыгыр, границей разделения которой является Сараешкул, верхней границей Тулен, русло трех рек и трех болотистых мест является особой землей бурджан.

Сначала из усерген Бикбау князь, Мишауле Карый князь, который кыпчак князь, по старому другое название Бурынчы би князь из бурджан. Шыга- лы Шыкмай из тамьян.

Все это написано в документах города Казани. Платили лисий ясак. Если лис не находили, платили по 75 акче.

С подтверждением слов великого императора не подписали (?) документ следующие люди:

Иван Бабиров - одобряю

Степан Чискалов - одобряю

Алхасов Степан

Пиркутов Михаил

Бильский - одобряю

Переписан 2 января 1838 года.