Допустимо ли проведение работ хозяйствующим субъектом в водоохранной зоне водного объекта без предварительного согласования с Росрыболовством?
Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 указанной статьи Федерального закона деятельность, указанная в части 1 данной статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. б) п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. № 380) к мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания относится, в том числе, оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
В соответствии с п. 5 указанного нормативного правового акта при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 данного Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» пункта 2 данного Положения.
Таким образом, в случае, если по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания будет выявлено отсутствие прямого или косвенного негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, применение мер по сохранению водных биологических ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности (в том числе включение таких мер в проектную документацию, а также документацию, обосновывающую внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности) не требуется.
Следует также отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При этом согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства.
При этом в соответствии с абз. 1 п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 384) (далее – Правила) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка).
В соответствии с пп. в) п. 9 указанного нормативного правового акта решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит, в том числе, сведения об условиях и ограничениях, необходимых для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия).
На основании изложенного водоохранные зоны, в границы которых входят прибрежные защитные полосы, устанавливаются в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Рыбохозяйственные заповедные зоны устанавливаются в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства.
Таким образом при осуществлении хозяйственной деятельности, в пределах водоохранных зон, прибрежных защитных полос, рыбохозяйственных заповедных зон должны предусматриваться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, определяемые по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
При этом условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия включаются в решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности Федерального агентства по рыболовству (его территориальных органов).
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 Правил данный нормативный правовой акт устанавливает порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Таким образом, в случае если по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания будет выявлено отсутствие любого воздействия на состояние таких биоресурсов и среды их обитания, согласование хозяйственной деятельности с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) не требуется.
Следует отметить, что в соответствии с п. 1 Методики определения последствий негативного воздействия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания и разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния (утв. Приказом Росрыболовства от 6 мая 2020 г. № 238) (далее – Методика) данная Методика применяется для определения последствий негативного воздействия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность) на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее - водные биоресурсы), а также разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния.
Важно отметить, что в случае, если по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания установлен факт отсутствия негативного воздействия, разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия не требуется.
Также важно отметить, что согласно ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, проведение работ в водоохранной зоне водного объекта без предварительного согласования с Росрыболовством (в случае, если по результатам ОВОС будет выявлено негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания) является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.