Скажу сразу: этот учитель работает исключительно с детьми с особенностями развития. Не в школе, не в саду и не в учреждении дополнительного образования, а в специализированном социальном учреждении санаторного типа - как раз для детишек с ОВЗ.
Очень хороший учитель моя коллега из кружкового отдела нашего волшебного заведения.
А слово "рисование" я написала лишь потому, что словосочетания изобразительное искусство или художественное творчество смотрелись бы в названии слишком громоздко. А так-то я прекрасно понимаю, ЧТО это за кружок такой и ничуть не собираюсь преуменьшать его значение простыми словами… ведь я каждый день вижу, как усердно и изобретательно трудится коллега, т.к. работаю с ней в одном кабинете.
То самое "художественное творчество"
Понятное дело: раз уж контингент у нас, мягко говоря, довольно "специфический", значит и обычные программы тут не прокатят. Многие ребята - не то что сроду карандаш или кисть в руке не держали, а даже обращенную речь не понимают в довольно солидном возрасте.
А бывает и так, что мама ребенка даже в кабинет завести не может, т.к. тот оказывает яростное сопротивление, визжит, вырывается и кусается.
А если и удастся попасть в кабинет - то это тоже еще далеко не победа! Ведь со столов могут полететь палитры, краски… А если ребенок большой и сильный - то и сами столы могут упасть (да-да, и такое бывало, и не раз).
Но, как говорит наше начальство (да и правила внутреннего распорядка): мы берём ВСЕХ, поэтому даже тем, кто "шатал" это самое рисование - все равно поставят в расписание занятия в кружке художественного творчества (и с другими занятиями ровно так же).
Но!
Не буду прямо уж так "негативить"… ведь всё-таки приезжают к нам в стационар такие ребята, которые и на занятия ходят с удовольствием, и прислушиваются к инструкциям педагогов, и даже успешно выполняют задания и могут делать красивые поделки или рисунки.
А наблюдая за этим учителем уже довольно долго, могу сделать вывод: под руководством ЭТОГО специалиста могут научиться рисовать даже слоненок, удав и обезьянка! Главное - не лезть в её монастырь со своим уставом и не учить её как она должна учить детей (особенно, если "с уставом" лезет "не педагог").
Семён
Мальчик из стационара, 9 лет, ментальные нарушения.
Семен - красивый мальчик, похож на модель из каталога детской одежды. Выглядит опрятно и стильно (заслуга мамы).
Но… ни на занятиях, ни на мероприятиях, ни у себя в группе (в стационаре) ничего не хочет делать. Или не может. Или не умеет. Или, как говорила наша дефектолог, "притворяется стульчиком, чтобы от него отцепились".
А еще - он не разговаривает.
Тоже неизвестно, не может или не хочет. Например, "диагносты-профессионалы" на приёме ни слова из Семена не вытащили, в стационаре - ни с детьми, ни с воспитателями он не заговорил, с логопедом - та же петрушка. Хотя, логопед у нас - хорошая, очень многих детей за время работы разговорила.
В общем, плохо это, очень плохо, когда от педагогов (типа на законных основаниях) скрывают и диагнозы детей, и характеристики, вот что!
Насчет понимания обращенной речи - тоже большой вопрос: вроде бы и голову поворачивает к собеседнику, и в глаза смотрит, и ведет себя мирно (не кусается и не бросается). Однако, когда за этим следует какая-нибудь просьба - Семен не двигается с места, а остается в том же положении… но иногда может и улыбнуться.
Или так: действие со стороны Семена все-таки следует, но совсем иное, чем то, о чём его попросили, а то и вовсе противоположное. И, опять же, всё мирно, тихо и спокойно.
Например, на том же ИЗО
Ребята рисовали кленовый лист на темно-сером фоне (как обычный листик с дерева, упавший на асфальт).
И, по правилам, которые учитель повторяла всем НЕ РАЗ, сначала надо было макнуть кисть в готовую серую краску в ванночке палитры и раскрасить фон. Потому что сначала надо раскрашивать фон!
Несколько раз она показала, ткнула пальцем куда-чего, и словами проговорила, и образец каждому к носу поднесла…
Однако… все дети в подгруппе сделали так, как она велела, а Семен, искупав кисть в ванночке по самую "железку", стал с улыбкой наяривать серой краской сам листик, еще и безбожно "выбрасываясь" за контуры, будто бы нарочно!
Ладно, бывает… хотя, мама подтверждала, что со зрением у Семена всё в порядке. И, кстати, со слухом тоже.
Но, хоть ребенок упрямый, а учитель - еще более упрямая!
Отобрала у него работу и заставила обводить новый листик по пластиковому трафарету (снова: и показала, и рассказала, и продемонстрировала, как это делается).
Хехех! Семен - тоже не дурачок! Вместо того, чтобы обвести листочек карандашом по внутреннему краю, наш Семен, приложив трафарет к бумаге, стал шерудить-штриховать-раскрашивать карандашом весь-весь лист внутри трафарета. С милейшей улыбкой!
Дети из подгруппы - смеются, учитель, потихоньку закипая, берет еще один лист (бумаги), и, снова (медленно и по слогам) обговаривая каждое действие, прижав руку Семена к трафарету, обводит его рукой силуэт листа (кленового).
Еще и приговаривает:
- Вот, смотри, Семка, какой красивый листик получается! Ну вот, можешь же! А я ведь почти тебе не помогаю, вот, ты сам обводишь. Видишь, как здорово!
Учитель убирает бумажный лист и дает Семену новый:
- А теперь попробуй САМ! Ты же умеешь!
Ну, Семен - вообще красавчик! Кладет трафарет на бумагу (о, да!), но берёт в руку не карандаш! А кисть!
И, пока учитель помогала другому ребенку с рисунком, Семен макнул кисть в серую краску и стал раскрашивать… нет-нет, не дырочку в форме листика, ту что внутри, которая бы и нарисовалась на бумаге в форме листика (пусть и серого, уже черт с ним), неее! Он красит сам трафарет, т.е. саму пластиковую рамку! Красит и улыбается! Тихо, мирно, без суеты и, главное, молча!
Надо заметить, что учитель после каждого "объяснения" всегда спрашивала Семена:
- Понял?
А он в ответ улыбался… Не кивал, но и не мотал головой. Не говорил да, но и не говорил нет. Смотрел в глаза и не увиливал.
Ладно, сменим тактику
Учитель выдает Семену другой сто первый лист А4, но не обычный белый, а изначально серый (только светлее раскрашенного)! Ну, чтобы уж наверняка! Находчивый шаг, ведь другие ребятки как раз уже фон раскрасили и подсушили (кто-то дул, а кто-то тряпочкой промокнул, кому как удобно).
Даёт Семену более мягкий карандаш (он же ярче пишет!), "рука в руке", с помощью трафарета, делает с ним контур. Понимая, что больше распинаться времени нет, разрешает ему раскрашивать "цветом" только кленовый лист, выдав отдельную палитру с одной только заполненной ванночкой с краской (светло-зеленой).
И другие ребята получили то же самое задание и ту же краску… Но это сейчас не суть. Главное, что люди, последовав и устной инструкции, и наглядной демонстрации, принялись за работу.
Но и Семён - тоже принялся!
Да-да, угадали! Нацелился раскрашивать зеленым цветом… фон! Т.е. как бы асфальт! Который уже был серым, потому что сама бумага была серой. Вот уже даже пара капелек с кисти упала на серый фон…
Ааааа! Учитель перехватывает Семёнкину руку с кистью и отводит в сторону, резко промакивает салфеткой кляксы… А потом уже его рукой (с кистью и зеленой краской), зажав покрепче (и руку Семена в своей, и свои собственные зубы), учитель довершает работу практически самостоятельно. Т.е., рука Семена с кистью - лишь промежуточное звено между рукой учителя и рисунком.
Сделали! Ничего так вышло! Да и у других ребят тоже! Короче, все молодцы!
Фуууух! Урок окончен
Родители заходят в кабинет забирать деток. Кто-то восхищается красотой нарисованных листиков, кто-то говорит "спасибо" учительнице, кто-то кого-то хвалит. И мама Семена - тоже хвалит!
Но тут её взгляд падает на трафарет…
И яркая радость на её лице начинает заметно тускнеть:
- Как? Так это они не сами рисовали, а по рамочке? Нуууу, это каждый второй нарисует. Я-то думала, вы их прямо вырисовывать научили!
- Да ты что, (имя), такое говоришь, - вмешивается другая мама, - какая разница, рамочка или нет, зато смотри как красиво детки нарисовали!
- И что? Мы 30 лет назад в садике по таким рамочкам обводили, невелика заслуга, - сердито ответила мама Семена.
В общем, не стала та мама спорить с мамой Семена, а подключилась к группе "позитивно настроенных" мам, которые радостно забирали рисунки и спрашивали, хорошо ли их детки занимались или вели себя на уроке.
Почему учительница расстроилась
Потому что больше всего сил и энергии на этом занятии она потратила именно на Семена! На того единственного ребенка, чьей маме в итоге так и не угодили.
Ну и удивлялась она, конечно… как мамочка Семена могла быть уверенной в том, что её "ну очень необычный" сын и вдруг на раз-два нарисует кленовый лист! Вот такой фигурный и без трафарета!
- Эх, наверное, дома он шедевральные пейзажи пишет маслом, - вздыхает учительница, - а это мы, недоумки, не нашли к нему подход. Мы же всегда должны находить подход ко всем неизвестным людям с неизвестными диагнозами!
Да понимаю я, расстроился человек. Я бы и сама в этом случае расстроилась. Ну, честно, будто бы весь вложенный труд - шмяк! и обесценили за секунду. А вот насчет "неизвестных диагнозов" - из раза в раз и две тысячи раз согласна!
Но… Семен тут точно не виноват, как и его мама.
А Вам, дорогие читатели, радости и приятных эмоций дома и на работе.