А.В. Хуторской, докт. пед. наук
Когда издательство «Питер» заказало мне подготовить учебник по истории педагогики, я немного удивился, поскольку не считал это направление своим приоритетом. Да, любой вопрос целесообразно начинать решать с истории вопроса. Но тут пришлось заняться историей всех вопросов педагогики.
Тема для меня оказалась интересна, но не в традиционном ключе – рассматривать тенденции и процессы исторического «развития» педагогики. С позиций нашей научной школы главным в педагогике и её истории выступает человек – не только тот, которого учат, воспитывают, но и тот, кто создаёт систему образования для этого.
Моей задачей стало найти удачную историческую основу для учебника. Я решил не изучать педагогику как в музее, что и когда было в образовании, а воспроизвести исторические педагогические системы, которые актуальны сегодня и сейчас. Типа машины времени наоборот: не нам отправляться в те времена, а те времена пригласить проявиться в наше время.
Результат оправдал ожидания. История педагогики открылась для меня не как архив, а как плеяда актуальных достижений человечества – его лучших представителей, авторов увлекательных и разных педагогических систем. В учебник вошли 50 ключевых педагогических систем – от первобытного строя до эпохи цифровизации. Попутно пришлось обосновать новую научную область – палеопедагогику – науку об образовании у древних видов людей.
Включил в учебник практикум по педагогическим реконструкциям – предложил студентам образовательные ситуации по их решениям с позиций каждой из 50-ти образовательных систем. Так будущие педагоги смогут воспроизводить великие педагогические системы в своей деятельности.
Учебник оказался книгой не только по истории педагогики, но и по её географии. Территории, на которых возникали рассмотренные педагогические системы, обширны: Африка, Ближний Восток, Европа, Америка, Япония, Китай, Россия и др.
Историю педагогики я раскрыл через ярких представителей человечества – основателей религий, философов, мыслителей, педагогов-новаторов. Среди них – Будда, Конфуций, Пифагор, Сократ, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой. Больше всего мне самому запомнились педагогические системы, которые редко или совсем не упоминаются в традиционных учебниках по истории педагогики: Воспитание самураев, Педагогическая система иезуитов, Педагогика Дона Хуана (Кастанеда). И, конечно, палеопедагогика - я впервые ввёл этот термин и разработал основы данной научной области.
Создавая палеопедагогику, изучал не только археологические и палеолитические данные, но и вспоминал свои путешествия. Например, когда был в Амазонии, увидел, что сегодня есть племена, которые живут первобытным строем, он у них не закончился. Не только племена, но и обычные дети всех стран играют в догонялки, лук и стрелы, которые были у древних людей. В истории педагогики нет единой эволюционной теории, аналогичной дарвинской, согласно которой педагогика развивается и меняется по определённым временным рамкам и законам. Многие педагогические средства, характерные для разных эпох, сохраняются миллионы лет. Поэтому в данной книге я рассматриваю не столько хронологию педагогики, сколько её целостные образцы, каждый из которых имеет свою значимость вне времени.
Ссылки:
Хуторской А.В. История педагогики. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/Khutorskoy_History_of_pedagogy/
Хуторской А.В. История дидактики. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/Khutorskoy_History_of_didactics/
Хуторской А.В. Палеопедагогика. https://www.wildberries.ru/catalog/176655966/detail.aspx
Хуторской А.В. Педагогика древних цивилизаций. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/Drev/
Хуторской А.В. Античная педагогика. https://www.wildberries.ru/catalog/177131288/detail.aspx
Хуторской А.В. Педагогика славян. https://www.wildberries.ru/catalog/195534683/detail.aspx