Егорка Иванов из деревушки Хрипань не мечтал ни о каких наградах. Просто у него имелся добрый топор, а эти французы вконец обнаглели, решили, что они вдвоем заберут все харчи из Егоркиного амбара. И не помогли французам их хваленые ружья и острые сабли. Топор Егора оказался крепче. Уложил он непрошенных гостей в холодную подмосковную землю. А потом Егор отправился перепрятывать харчи, потому что кто их знает, этих французов – вдруг они надолго к нам пожаловали.
Оказалось, что не надолго. К концу 1812 года все, кто остались в живых от Великой Армии Наполеона, трудами фельдмаршала Кутузова, русской армии и нестроевого народа вроде Егора Иванова, убрались назад в свои Европы. Егор и думать про них забыл, и без того забот полно: весна близко, сеять скоро, а лошадей в армию реквизировали, если барин не поможет, совсем беда.
И тут вызывают Егора в Москву к самому губернатору Ростопчину. Невиданное в Хрипани дело случилось: про Егоркин подвиг рассказали барину, барин рассказал своим знакомым военным, те рассказали московскому губернатору, а московский губернатор, сам граф Фёдор Ростопчин, написал государю Александру Павловичу представление на награждение сразу полусотни крестьян, помогавших прогнать супостатов с русской земли. В том числе и на Егора Иванова из Хрипани.
Александр Павлович угодил с этим представлением в неловкую ситуацию. Сам он никаких крестьян награждать не собирался. С чего бы?! Они свое дело сделали, послужили Вере, Царю и Отечеству. И вообще одно дело – рассуждать с приятелями из «Негласного Комитета» о том, как хорошо дать народу свободу и совсем другое – сделать что-то такое, что ставит какого-то крестьянина в некоторой степени на один уровень с дворянином… Как это вообще возможно?! Нет, когда-то, конечно, так и будет, может быть. Но какой-то мужик, Ванька Иванов, наградить… Чем его наградить то вообще предлагает этот Ростопчин?!
Фёдор Васильевич не предлагал чего-то невероятного. Он прекрасно понимал, что крестьяне никоим образом не могут получить ни одного из орденов Российской империи. Разве что Знак отличия Военного ордена: он же для нижних чинов и за героизм. Самое то, что нужно! Тем более, что перед Ростопчиным о награждении гражданских лиц «Георгием Пятого Класса» ходатайствовал муж Екатерины Павловны принц Георг Ольденбургский. И Александр I наградил десяток гражданских. Но Ольденбургский не просил за простых крестьян. В его списке были деревенские старосты и бурмистры. А Ростопчин написал список из полсотни реальных героев. И происхождением эти герои подкачали. Дворянских кровей там близко не наблюдалось, все, как один лаптем щи хлебали в Хрипани и других подмосковных селах и деревнях. Но французов били от всего сердца. И партизанили не хуже Дениса Давыдова.
Александр Павлович, может быть, и отсыпал бы полсотни медалей. Но тут имелся важный момент. Награждение Знаком Военного Ордена давало нижнему чину несколько важных льгот. И принципиальным моментом было то, что награжденного больше нельзя было пороть. Только если сначала награды лишить, а потом уже - на экзекуцию. То есть получается, что помещики награжденных крестьян пороть уже не смогут. Это выходит, что царь своих помещиков во власти над их крепостной собственностью ограничил?! Ну ничего себе! А если этот крестьянин себе разные вольности начнет позволять?! Как на него управу находить?!
В общем, сомневался Александр Павлович, стоит ли крестьян вообще награждать и уж тем более Знаком Военного Ордена. Но и отказать в начале 1813 года Ростопчину царь не мог: мы победили, Наполеона прогнали, хоть Москва и сгорела.
Поэтому было принято Соломоново решение. 23 человека из списка наградили Знаком Отличия Военного Ордена, а еще для 27 крестьян изготовили специальные медали с надписью «За любовь к Отечеству». Летом 1813 года Ростопчин торжественно вручил награды крестьянам, устроив из награждения яркое шоу, как он умел это делать.
Всего вручили 25 медалей, так как два крестьянина из списка к моменту награждения приказали долго жить.
Так и получилось, что крестьянам за победу над Наполеоном досталось только 27 медалей. На самом деле даже 25.
Зато теперь эта медаль – одна из самых редких наград империи.
А увидеть ее вы можете в Музее войны 1812 года в Москве. Там среди орденов Великих империй есть и эта скромная награда для русского крестьянства.
-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.