Найти в Дзене
Живописные истории

Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса

Кричащий Папа хватается за свой позолоченный трон, как будто он попал в эпицентр какой-то апокалиптической катастрофы.

Фрэнсис Бэкон «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса», 1953 г.
Фрэнсис Бэкон «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса», 1953 г.

Испуганное лицо, кажется, растворяется в массе яростных вертикальных мазков.

Яркие оттенки фиолетового и жёлтого, использованные для папского облачения и трона, добавляют энергии сюрреалистической композиции.

Английский художник Фрэнсис Бэкон (1909-1992) взял за основу для этой картины портрет Папы Иннокентия X.

Исторически сложилось так, что художники всегда делали копии работ других художников в качестве творческого упражнения, но здесь Бэкон ниспровергает папу Веласкеса, превращая его из мощной и уверенной в себе фигуры в уязвимую и беспомощную.

Диего Веласкес «Портрет папы Иннокентия X», 1650 г.
Диего Веласкес «Портрет папы Иннокентия X», 1650 г.

Выражение лица Папы, как известно, было вдохновлено мощным кинематографическим образом – крупным планом кричащей медсестры из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925).

-3

Тот же крик присутствует во всем творчестве Бэкона: на лицах бизнесменов, политиков и извивающихся фигур.

-4

Оно олицетворяет ужас, который мир испытывал от нацистского Холокоста после Второй мировой войны.

Страстно преданный своему делу художник, Бэкон был одним из самых успешных британских художников двадцатого века, создав множество ярких образов травмированного человечества в послевоенный период.

Хотя Бэкон был атеистом, его увлекала папство.

К портрету Веласкеса он возвращался снова и снова, создав в течение 1950-х — начала 1960-х годов более 45 вариаций шедевра XVII века.

Однако Бэкон, работавший исключительно с фотографиями и репродукциями, никогда не видел оригинала картины.

Даже когда он посетил Рим в 1954 году, он сознательно избегал посещения Палаццо Дориа Памфили, где находится картина Веласкеса.