Найти в Дзене
Дома не сидится!

Горный Алтай, Ининский мост: почти как Ороктойский, только атмосфернее. И в двух минутах от Чуйского тракта

Оглавление

Есть такие места, ради которых стоит отклониться минут на 15 от основного маршрута, даже если очень хочется быстрее-быстрее доехать, например, до Акташа, а потом до долины Чулышман или Марса

Где находится Ининский мост

На 703 км Чуйского тракта. Съезжаете с трассы, проезжаете по окраине села Иня и вот он уже перед вами: старый мост, признанный памятником архитектуры в 1994 году.

Какой-то километр Чуйского тракта
Какой-то километр Чуйского тракта

Как подойти к мосту

Машины оставили на относительно ровной площадке. Вниз вела круговая дорога, проходящая через какое-то заведение для туристов. Мы приехали уже под темноту, заведение было уже закрыто.

Уже видно пилоны моста - их высота 21 метр
Уже видно пилоны моста - их высота 21 метр

Но круговой дорогой мы всё равно бы не пошли, ради экономии времени покатились по прямой. Покатились на своих двоих, иногда притормаживая чем получалось, потому что тропинка была весьма крутой и усыпана мелкими камушками. Сочетание крутизны и камушков сделали тропу скользкой, и дамы немного с визгами и писками, скорее для порядка, а не потому что действительно очень страшно, скатились вниз.

Мост вблизи очень большой. Длина 142 метра, если пешком идти, то минут пять идти будешь.

Длинный-длинный Ининский мост
Длинный-длинный Ининский мост

Но мы не пошли по нему. Во-первых, нельзя, даже табличка есть.

Все доступным языком написано
Все доступным языком написано

Во-вторых, здравый смысл сказал, что идти туда действительно не стоит.

В такую щель запросто по колено провалиться можно
В такую щель запросто по колено провалиться можно

Но по мосту все равно ходят. Кто? Те, кто читать не умеет. 😀 Это те, кого на Алтае можно встретить в самых неожиданных местах. Коровы, конечно. Я бы ни разу не удивилась, если бы встретила корову где-нибудь между пятым и четвертым Каракольским озером, например. Пошла от Элекмонара на пастбище и заблудилась.🙃

Вот и тут, пока мы стояли на берегу и рассматривали мост снизу, коровы спокойненько зашли на мост и пошли на другой берег. Гуськом. Мы от удивления даже телефоны не догадались достать, и заснять это шествие. Вот такое фото есть, но коров там видно плохо.

Пока я поднялась с берега к мосту, коровы уже успели мост перейти
Пока я поднялась с берега к мосту, коровы уже успели мост перейти

Ининиский мост - что вообще в нём интересного

Мост интересен не только в региональном плане, но и федеральном. Ведь Ининский мост - это первый подвесной двухцепный висячий мост в России. Построен он в 1936 году архитектором Цаплиным.

Тот самый Ининский мост
Тот самый Ининский мост

Мужчины нашей компании единогласно назвали мост "изящной конструкцией". В Интернете же я вычитала, что построен он "по оригинальной системе, основанной на теории многоцепных висячих ферм."

Ничегошеньки в этом не понимаю, но мост действительно красивый. Мощные цепи, высоченные пилоны, деревянный настил. И Катунь, бушующая внизу.

Ининский мост с разных ракурсов
Ининский мост с разных ракурсов

Оценить размер моста можно в сравнении. Например, с мужчиной ростом больше 180 см. Насколько больше не знаю, для меня все люди ростом выше 170 см одинаково высокие и смотреть на них можно только неудобно закинув назад голову, так, что потом шея болит. Наелись, блин, каши в детстве😀

Как вам размер? Моста, не мужчины😅
Как вам размер? Моста, не мужчины😅

История создания Ининского моста

Не очень веселая, если честно. Не буду сильно пересказывать общедоступную информацию из Интернета, кратко.

Строили мост заключенные Сиблага НКВД. Работникам пообещали: кто будет работать активнее всех - амнистируем. Заключенные трудились сутками: ночью работали при свете фар. Руками закручивали гайки, скручивали канаты для моста, натягивали тросы. Пишут, что в строительстве Ининского моста участвовало около 3000 заключенных, но мне эта цифра кажется нереальной. Скорее имеется в виду общее число заключенных, строивших и дорогу (Чуйский тракт), и мост.

Даже и не верится, что построена такая громадина руками людей
Даже и не верится, что построена такая громадина руками людей

Жители села Иня заготавливали первосортную древесину. У них тоже был свой интерес: до появления моста на другой берег Катуни местных жителей доставляла паромная переправа.

Это все - из дерева. И целое до сих пор.
Это все - из дерева. И целое до сих пор.

Началось строительство в декабре 1934 года, закончилось в мае 1936 года. Обещанную амнистию получили всего 25 человек. Их повезли в Бийск на грузовике под управлением водителя-стажера. Неопытный водитель превысил скорость в закрытом повороте и ЗИС-5 с дороги. Пролетев 32 метра с обрыва, упал на камни берега Катуни. Погибли все.

А что теперь вместо Ининского моста

Новый Ининский мост. Железобетонный. В 1970 году его достроили, а старый закрыли. Оба моста - старый и новый - отлично попадают в один кадр. Можно о многом подумать, пофилософствовать.

Вид на два Ининских моста
Вид на два Ининских моста

Не буду делиться с вами своими мыслями. Новое сменят старое и это хорошо. Старый мост стоит. Его хорошо видно с нового моста. Стоит, незыблемый, среди гор. Он уже стал частью природных пейзажей. Как будто вырос над Катунью сам по себе, чтобы коровам было удобнее на другой берег за травкой ходить.

Вид на старый Ининский мост
Вид на старый Ининский мост

Что еще почитать про Горный Алтай👇👇👇