Airbus расширяет партнерство с предприятием по обслуживанию на орбите Astroscale, чтобы изучить пути сотрудничества, выходящие за рамки потенциального удаления космического мусора и дозаправки спутников.
12 августа компании объявили о подписании меморандума о взаимопонимании (МОВ) между Airbus Defense and Space и британским филиалом японского предприятия, в рамках которого основное внимание будет уделяться возможностям обслуживания и производства на орбите в Великобритании.
Компания Astroscale UK уже изучает возможность использования технологии роботизированной руки от Airbus для будущих миссий по удалению мусора и дозаправке спутников.
Недавно Космическое агентство Великобритании заключило с группой компаний Astroscale UK контракт на сумму 2 миллиона фунтов стерлингов (2,6 миллиона долларов США) на изучение возможности осуществления дозаправки с использованием сервисного центра с роботизированной рукой Airbus.
Эндрю Файола, коммерческий вице-президент Astroscale UK, сообщил, что расширенный меморандум о взаимопонимании также охватывает обслуживание, ремонт и модернизацию спутников на орбите, строительство и сборку компонентов космических аппаратов непосредственно в космосе, а также технологии для улучшения операций сближения и сближения (RPO).
Модернизации на орбите
Публичная компания Astroscale привлекла более 375 миллионов долларов в ходе частных раундов финансирования с тех пор, как более десяти лет назад она начала развивать бизнес по удалению опасного мусора с орбиты, например, вышедших из строя космических аппаратов, у которых закончилось топливо.
Предприятие также получило правительственные задания по всей Европе и Японии для разработки технологий обслуживания, которые в будущем могут быть использованы в коммерческих целях.
После демонстрации механизма магнитного захвата на низкой околоземной орбите в 2021 году отдельный космический аппарат Astroscale в настоящее время осматривает корпус японской ракеты в рамках планов по его последующему удалению с низкой околоземной орбиты с помощью сервисного аппарата, оснащенного роботизированной рукой.
«RPO — это основная технология Astroscale, которая позволяет спутнику-сервису безопасно приближаться к обломкам и захватывать их», — сообщил Файола по электронной почте.
В рамках Меморандума о взаимопонимании компании Astroscale и Airbus изучат пути ускорения разработки технологий навигации и стыковки для обслуживания спутников и миссий по удалению мусора, которые они не конкретизировали.
Согласно пресс-релизу, расширенное партнерство направлено на объединение опыта Airbus в области производства спутников и космических систем с технологиями, которые Astroscale разрабатывает для обслуживания на орбите.
Что касается сборки и производства на орбите, Файола сказал: «Astroscale рассматривает эту область как будущее развитие, необходимое для достижения циклической экономики в космосе, и в настоящее время изучает различные возможности для модернизации в качестве следующих шагов».
Выход гиганта аэрокосмической и оборонной промышленности на молодой рынок обслуживания на орбите происходит в то время, когда группа ищет стратегические варианты для своего космического бизнеса, учитывая проблемы с графиком и затратами, которые привели к потере миллиарда долларов в последних отчетах о прибылях .
Шесть лет назад компания приняла участие в финансируемом Европейским союзом проекте RemoveDEBRIS, целью которого была проверка технологий удаления космического мусора с использованием сети, гарпуна и навигационной системы на основе зрения.
Surrey Satellite Technology Limited, дочерняя компания Airbus, базирующаяся в Великобритании и занимающаяся малыми спутниками, также была одним из претендентов на миссию Британского космического агентства (UKSA) по выводу двух космических аппаратов с низкой околоземной орбиты в 2026 году.
Однако в 2022 году UKSA включила в шорт-лист группы во главе с Astroscale и швейцарской ClearSpace для этой миссии и все еще выбирает между ними.
Компания SSTL построила 17-килограммовый клиентский спутник, который 175-килограммовый сервисный аппарат Astroscale захватил в 2021 году в рамках ELSA-d — демонстрационного проекта по обслуживанию вышедших из эксплуатации спутников компанией Astroscale.
Позже сервисер ELSA-d потерял половину своих двигателей, что сделало его неспособным повторно захватить клиента для управляемого спуска, который привел бы их к совместному сгоранию в атмосфере Земли. Вместо этого клиентский спутник был оставлен распадаться естественным образом в течение следующих нескольких лет.