ГРАНИЦЫ ТЕРАПИИ. КУДА Я ВЕДУ И КУДА Я НЕ ВЕДУ
У моего сопровождения есть границы, они про разные аспекты, и в этой статье я объясняю, почему работаю именно так.
Для всех, кто выбирает меня в качестве помощника в движении к своему чему-то очень важному, полезно будет знать, что есть определённые рамки, за которые я не выхожу в этом процессе.
Здесь есть несколько важных моментов.
Первый, классический. Психолог ничего никогда за клиента не решает. Решения - это всегда прерогатива, обратившегося за помощью. Ты можешь подсветить туда, где могли бы быть варианты решений. Или, если совсем запутался человек, предложить ему несколько совершенно разных вариантов, но не решать. Иначе он никак не сможет научиться себе доверять (об этом обязательно напишу отдельно).
Второй момент, вроде из первого вытекающий, но это не совсем так, как может показаться, если здравый смысл задержится в пути .
"Тебе надо обязательно с ним расстаться", ... "поменять работу", ... "уйти из дома", ... "похудеть" и т.д. - это недопустимые и неприемлемые фразы. Исключение, когда есть информация, что человека дома истязают и подобные аномалии, где рекомендация носит характер неоставления в опасности.
Но слова "тебе надо" могут иметь место у меня в терапии, если после них идут такие словосочетания, как
"научиться к себе бережнее относиться", "слышать себя", "давать другим возможность совершать те поступки, на которые они способны и готовы" и т.д.
В погоне за чистотой языка психолога, иногда можно пропустить важный момент, когда именно эти слова могут быть для клиента наиболее важны. Конечно, директивная манера обращения, не подходит для психологических сессий, однако, особенно на этапе, когда ты ещё немного родитель для своего клиента (об этом тоже потом напишу), я могу допускать подобную формулировку.
Третий момент, он такой, специфический, про него заранее не спрашивают, но иногда стоит.
Я работаю в границах человеческого общества, как части среды, в которой мой клиент планирует обрести больший комфорт для собственного пребывания в ней, чем до обращения ко мне. Фух. Сложновато получилось. Попробую попроще.
Можно постичь дзен, но уехать от людей, грубо говоря, удариться в аскезу, уйти в горы, в пустыню надолго и так далее. Это заведомо известный уровень результата психологической работы в некоторых практиках. Нет, я и моя работа не об этом. Моя работа не об этом.
Я о людях, о том как одним людям жить с другими, с родненькими, моя работа о жизни людей среди людей. Но, скорее всего, часть из социума после терапии поменяется, а масштабы социума и их структура (близкие - знакомые) изменятся в ту или другую сторону, но в целом, это важные границы моей работы. Я за то, чтобы оставаться среди людей всё-таки, а не становиться отшельником.
Но видела, как люди, идя в занятие, например, йогой, плавно "отъезжали" в коллективные духовные практики и отрекались от своих семей. Это заранее понятно, и даже предсказуемо, если ты устраиваешься на занятия такой йогой. Это тоже не то, куда я веду. Надо эту грань отслеживать, иллюзий не питать и рулетку не раскручивать "а вдруг меня не заденет". Это чистейшая самопровокация, заведомо на этот сильный социальный разрыв.
Четвертый момент согласуется с предыдущим, но все же немного о другом. Если до этого шла речь о социуме и об отношениях с обществом и в обществе, то в четвертом моменте провокация касается собственной психики.
Тех, кто "балуются" модными церемониями, наподобие Айваски и летят, например, в Перу для этого или ищут наставников "в ту степь" на своей территории, может ждать очень неприятный "сюрприз".
Собственно, эти люди, в погоне за этими практиками, сталкиваются с последующими психическими проблемами, поскольку зачастую в погоне за деньгами проводник, а точнее "псевдопроводник" ведёт туда неподготовленного человека (настоящий проводник не будет брать на себя такую ответственность и не будет оказывать сам и способствовать такому вторжению вглубь человека, которое способно ему сильно навредить.) Как вы поняли, этого со мной тоже можно не бояться. Туда я тоже не веду. О том, какие методы контакта с бессознательным я использую в своей практике, а я их использую, тоже будет отдельный текст.
Пятый момент, он про возможности психолога и клиента. Да, они, к сожалению, ограничены (или, к счастью). Гендальфу белому ли, серому ли, тоже не всё по силам. Любой сказочный персонаж, наделённый волшебной силой, рано или поздно сталкивается с тем, что его мощь не бесконечна. Ну так-то и солнце когда-то погаснет.
Ни психолог, ни клиент, никогда не смогут в своей совместной работе преодолеть некоторые константы. Кролика не сделаешь улиткой и наоборот. Хотя можно найти массу преимуществ кролика и улитки для каждого из них. Важно это иметь ввиду и выстраивать так работу, чтобы человек в какой-то момент времени осознал это, даже, если он (кролик) пришел к тебе с запросом стать улиткой. Не знаю, насколько понятно, о чем пишу, но постараюсь вскоре об этом тоже подготовить публикацию.
О всём этом важно задуматься заранее тем, кто собирается пойти в психологическую работу в принципе, а не только именно ко мне.
Скорее всего есть ещё пункты, которые не раскрываются так или иначе в этой статье, однако, основное, что мне хотелось здесь изложить, я изложила.
Пишите вопросы, если они появились, в комментариях и в личных сообщениях. А здесь я оставлю небольшое видео "вопрос-ответ".
https://youtu.be/B1OIN9NfTbY?si=7C6VqqwK3TZyOqTQ
Автор: Реус Мария Анатольевна
Психолог, Тренер по профориентации
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru