Мало найдётся в отечественной поэзии настолько противоречивых личностей как Валерий Яковлевич Брюсов(13.12.1873-9.10.1924).Будучи"отцом"русского символизма и декадентства,Брюсов внёс колоссальный вклад в развитие российской поэзии и литературы вообще,не только своим очень богатым творчеством,но и огромной организаторской деятельностью.В первой половине своего пути он был центром притяжения всех молодых"непризнанных гениев" и"культурных бунтарей"искусства,формируя и объединяя многочисленные культурные клубы и кружки того времени.Публикатор самых первых сборников русских символистов,"император декадентов",редактор важнейшего литературного журнала"Весы"(1904-09),постоянный автор целой массы других изданий-вот малая часть его практической литературной занятости.
Все без исключения литературоведы знают и подчёркивают,что после Фета в русской поэзии наступил глубокий провал,лишь частично заполненный достаточно заумным творчеством Надсона.И только с 1895-го года,со всё возрастающей силой и яркостью стали разгораться и затем засияли две звезды гениальных Бальмонта и Брюсова.И если Бальмонт,на крыльях своего таланта, величаво воспарил впереди всех,продолжив,прервавшийся на мгновенье,поток русской лирической словесности,то Валерий Брюсов стал настоящим "ледоколом"новых стилей и направлений литературы,с треском ломающим торосы прежних комплексов и табу.Во всей истории русской поэзии Брюсов стал самым первым певцом урбанистики и больших городов,среди целого сонма лириков предшествовавших и современных ему.
Талант Валерия Брюсова(как и Бальмонта,и Тютчева)раскрылся почти сразу и был мгновенно замечен опытным взглядом бывалых критиков(его феноменальный"Сумасшедший").Брюсов был чуть ли ни единственным гениальным поэтом совместившем в себе мир и"физика",и"лирика",в едином сплаве созидания и мировоззрения.Вся его поэзия немыслима без обязательных гимнов прогрессу и технократии.Его оды огромному всепожирающему городу легко можно выделить в отдельный цикл,настолько этот пласт его творчества самодостаточен и велик("Вечером;Осенний скучный день;Вечерний прилив"и т.д.).Проходя сквозь произведения продолжающие вышеобозначенные
Брюсов доходит до настоящего триумфального гимна Колоссальному Городу-Мегаполису:"Царя властительно над долом,Огни вонзая в небосклон,Ты труб фабричных частоколом неумолимо окружён.Стальной,кирпичный и стеклянный, Сетями проволок обвит,Ты-чарователь неустанный,Ты-не слабеющий магнит",и настоящего апофеоза мистического урбанизма в его великом"Конь Блед". Вслушайтесь в этот немыслимый гулкий топот громадных чугунных лошадей.
Поэт Валерий Брюсов был первым серьёзным певцом эротики в русской лирике,всегда сохраняя высокую эстетичность и шарм,и никогда не опускаясь до вульгарности Сологуба и Тинякова,и женщина у Брюсова никогда не была ни"прекрасной дамой",ни богиней,а только жрицей того или иного места,или культа.Брюсов был ярко выраженным интеллектуалом и одновременно поэтом-провокатором.Его акцентированно сделанные единичные стихи производили большое впечатление на общественность,не меньше чем регулярно выходящие сборники("Демон самоубийства;Кинжал(с отсылкой к предшественнику); Непоколебимой истине;Офелия"и т.д.),и это был гений которого обязательно мотало в противоположности ("Словно нездешние тени,Стены меня обступили").
Бальмонт и Брюсов стали двумя столпами русского символизма уже ровно к 1900-у году,и только лет через шесть к ним уверенно присоединился Блок.Все они стали настоящими"тремя китами"русской лирики той эпохи,и оспорить их не выходило ни у кого,столь велик был их творческий дар,и лирическая гениальность.И если Блок был туманен и расплывчат как беллетрист,то Брюсов и Бальмонт невероятно сильны и в прозе,где не развернулись как писатели ТОЛЬКО потому что были великими поэтами.В своих рассказах"В зеркале"; "Теперь,-когда я проснулся..."и великолепной утопии"Республика Южного Креста"Брюсов явно следует мистике Одоевского, Бальмонт же совершенно непринуждённо был сильнее Леонида Андреева и равен великому Гаршину ("Крик в ночи").На склоне лет Валерий Брюсов не забыл себя и дал мастер-класс и футуристам("Футуристический вечер"1917),и Хлебникову с Кручёных (немыслимые"Два крыла"1923),и,самое главное,новым "советским лирикам-технократам",выдав то,что по мощи не написал ни один из них
или же
Значения В.Я.Брюсова в русской литературе несоизмеримо и необъятно.Ибо он основывал целые стили и направления,сочинял новые жанры и был настоящим основоположником горячих литературных фасонов и мод.С самого начала 20-го века вся поэзия должна быть именно такой-хлёсткой,трёхмерной и предельно глубокой на любую тему,и настоящего поэта,как и музыканта,легко и сразу же можно отличить по силе и запоминаемости произведения.Это неправда,что его поэзия была"холодной и рассудочной"-она была поистине обжигающе сверхинтеллектуальной и пронзительно наблюдательной для каждой взятой жизненной сферы.Без Брюсова вся русская литература 1895-1910-го гг.была бы беднее ровно наполовину,и будем же благодарны провидению иногда рождающему таких титанов,посреди человеческого моря для его пробуждения.