Даже если вы никогда не слышали о Сан-Галли, напоминания о нем встречаются повсюду в Петербурге: на воротах, крышках люков, перилах, балконах, печных дверцах в старых квартирах. Франц Карлович оставил о себе такую память, которую не сотрут ни миллионы туристических ботинок, ни миллиарды дождевых капель, ни огненный жар. А если вы живете в другом городе, то всякий раз, когда промозглым вечером будете греться возле горячей батареи, можете с благодарностью вспомнить этого человека.
Ему и посвящаю статью, которую писала несколько дней. И начать хочу по порядку. Ведь мое знакомство с Сан-Галли началось со случайной встречи. Я увидела его особняк, потом ограду и сад. И только после этих впечатлений решила узнать больше о создателе. Его история увлекла с головой! Впрочем, не буду забегать вперед. Давайте пройдемся по тому маршруту мыслей, которым прошагала я: 10 шагов!
Шаг первый. Притягательная находка на Лиговском
Это был обычный майский день. Я шла по личным делам и вдруг увидела на Лиговском необычное здание. Сложно сказать, почему оно показалось настолько притягательным, что я забыла о времени, перебежала дорогу и застыла на месте, разглядывая фасад и любопытную ограду садика.
Разумеется, я не ограничилась только этим зданием. Плененная кружевной оградой, вошла в садик. Там шли ремонтные работы, грохотало оборудование, пахло раскаленным металлом и камнем, на скамейках отдыхали люди. А в моей голове зрела мысль: "Здесь кроется нечто интересное".
Позже, читая об истории этого особняка и его создателе, я уже знала: новой статье быть! Ведь биография Сан-Галли просто потрясает воображение!
Шаг второй. История особняка Сан-Галли
Здание похоже на нарядный тортик, которым украсили оживленный проспект с пыльными автомобилями. Особняк в итальянском стиле построил архитектор Карл Рахау. За это восхитительное произведение он даже получил звание профессора архитектуры. А в 1877 издание "Зодчий" напечатало о шедевре вот что:
Нельзя не заметить, что в доме г. Сан-Галли всё, даже последние безделушки, исполнены по особым рисункам г. Рахау. Во всем видно неутомимое терпение художника и величайшая любовь к делу. Фасады скомпонованы в формах итальянского ренессанса, трактованного, однако, свободно и своеобразно, так что можно согласиться с собственными словами автора, что он не искал никакого стиля. Кто не вспомнит с величайшим наслаждением о кабинете в мавританском стиле или о большой столовой с ее сочными и полными красоты формами!
А вы обратили внимание, каким щедрым языком раньше описывали в газетах любое событие? Совсем не сухо! Так и хочется нырнуть под крышу особняка и своими глазами оглядеть все!
До недавнего времени полюбоваться этим зодческим шедевром можно было только снаружи. Но с 2022 года открылся доступ в отреставрированные помещения. Правда, радоваться рано: стоимость билета - от 3000 рублей. Потому что особняк сдается только целиком для группы, которая должна состоять из 13 человек. Иначе цена на каждого получится еще выше.
Впрочем, к интерьерам еще вернемся. А пока посмотрим снаружи. Ведь здесь взгляд задерживается на всем. Если окинуть здание целиком, то мы видим изысканную отделку во флорентийском стиле. Даже не верится, что такого результата удалось достичь всего за 3 года (особняк строился с 1869 по 1872 год).
Посмотрим на главный вход - он украшен портиком с чугунными колоннами. Еще бы не чугунными! Ведь это - визитная карточка фабриканта и изобретателя Сан-Галли. Казалось бы, чугун - металл тяжелый и грубый. Но колонны выглядят изящно! "Башенки" облагорожены каннелюрами (вертикальными желобками) и увенчаны капителью - той самой шапочкой-корзинкой с изогнутыми листьями. Знатоки архитектуры и отличники, которые штудировали главы о Древней Греции в школьном учебнике по истории, сразу скажут: коринфский ордер!
Все металлические элементы декора снаружи и внутри здания выполнены Сан-Галли на своем же заводе: балконы, крыша, козырьки над подъездами, конструкция зимнего сада, лестницы, устройство водопровода, отопления, канализации, кухни, ванной, туалетов, прачечной, гладильной, конюшни и т.д.
Приятно было узнать о том, что практически все для этого особняка было произведено в Петербурге. В Берлине сделали только цинковых драконов над водосточными трубами - к сожалению, сказочных животных больше нет на здании. А еще живопись на стекле в столовой выполнена в Мюнхене, художником Сверчковым.
Особняк Сан-Галли не стоял особняком. В том смысле, что он не был единственным зданием, которое решил построить фабрикант. В частности, он распорядился создать дом поменьше для... своей жены. И это был очень трогательный жест: Франц был на 8 лет старше супруги и сразу задумался о том, не будет ли ей некомфортно в огромном особняке после смерти мужа. Так появился еще один особнячок.
Дом Сан-Галли располагался прямо рядом с заводом, в чем можно убедиться, взглянув на это фото: выйдешь после завтрака, сделал пару шагов - вот и на работе!
Также были построены:
- Доходный жилой дом в стиле эклектики (1875-1876). В первую очередь - для служащих завода Сан-Галли.
- Несколько производственных зданий.
- Комплекс жилых домов на Петровском острове (1879-1880). Всего было 22 постройки: 18 двухэтажных деревянных домов-вилл, школа, служебное здание с магазином, погреба, беседки. Все дома были симметрично расположены вдоль широкой улицы-аллеи. И водопровод был во всех жилых домах! А комплекс получил название "Городок Сан-Галли" - эту надпись можно увидеть на единственном сохранившемся здании. На водонапорной башне с жилым флигелем по адресу Ремесленная, д.6. В годы СССР во флигеле располагался сначала детский сад, затем общежитие для рабочих, а после - инженерные службы завода "Буммаш".
Шаг третий. Городок Сан-Галли
В двух словах хочется рассказать о городке Сан-Галли на Петровском острове. Там, на улице Ремесленной, с легкой руки Франца Карловича появились виллы, расположенные симметрично вдоль аллеи. Каждая была уникальна, со своим именем.
Вот что писал о городке сам Сан-Галли:
«На Петровском острове, на берегу Малой Невы,я начал строить другую колонию для частных жильцов. На этом месте, кроме шести перестроенных мною домов, вновь выстроены еще 11, в роде виллы, со всем комфортом, с электричеством на лестницах, водопроводом, с фильтром канализацией, купальнями, ледниками и пр.»
К сожалению, сохранилась только водонапорная башня с жилым флигелем на 7 квартир, а во дворе можно найти прачечную (предположительно), которая сейчас используется под гараж... Башня выполнена из красного кирпича. На заднем фоне можно видеть современную застройку.
Деревянные виллы исчезли в блокаду: по одной версии были разобраны на дрова, по другой - разрушены.
Шаг четвертый. Особняк после революции
В 1918 все объекты Сан-Галли были национализированы. Сначала завод еще работал по своему основному профилю: выпускал кухонное оборудование, весы. Но в 1930-х завод сначала переоборудовали для производства бумаги, а в военное время он производил оборонную продукцию. В 1970-м на заводе выделили участок по реставрации решеток и декоративных элементов. Так, например, металлурги в 1975-1978 гг. отремонтировали Воронихинское ограждение у Казанского собора.
Если взглянуть на историческое фото из журнала "Зодчий" выше в статье, то можно увидеть, где именно находилась вывеска "Буммаша" - да, на здании самого завода.
Затем исторический дом был выкуплен "для представительских целей". Но кому именно принадлежит сейчас главное здание, я не знаю. Буду рада, если в комментариях ответит более осведомленный человек.
Шаг пятый. Восхитительные интерьеры!
Сразу оговорюсь, что сама не была внутри. Но, когда увидела фотографии интерьеров, просто обомлела! Красочные витражи с сюжетами сказок братьев Гримм, изысканный будуар, Охотничий зал в мавританском стиле, винтовые лестницы, большая Танцевальная комната, впечатляющая столовая с гигантским камином, роспись, шикарные люстры, кариатиды и атланты, наборные потолки из ценных пород древесины - есть чем восхититься!
Три фото добавлю (листайте галерею).
А кто хочет большей красоты, то вот человек, который побывал на одной из первых экскурсий: ссылка на статью . Там очень много фото и даже видео с экскурсии. Думаю, вам будет интересно! Я крайне редко делюсь ссылками на чужие каналы. Но здесь прямо не могу удержаться - так понравилось! Тем более, фотографии из статьи Олега перекочевали в свободный доступ в интернет и было бы несправедливо не поделиться первоисточником.
***
Я же тем временем предлагаю отправиться дальше. Так выглядел особняк Сан-Галли до появления еще одного чуда - ограды!
Шаг шестой. Сангальский сад
Внимание мое привлекла ограда, похожая на чугунное кружево!
Она настолько изумительна, что признана объектом культурного наследия. Выполнена в мотивах старорусского стиля. Такую необычную решетку придумал художник-архитектор Горностаев в 1873 году. В 2014 ограда была отреставрирована.
Вот эта необычная крыша над входом сразу приковала мой взгляд. Даже не имея никакого архитектурного образования, я почувствовала очевидную связь с чем-то старорусским. Так и оказалось!
За чУдной оградой есть небольшой садик. Привыкла я к этому слову с детства и только во взрослом возрасте узнала, что оно - наше, петербургское-ленинградское. А в других регионах садики называют скверами.
Так вот, в этом сквере действительно живет одна тайна. Правда, нисколько не мистическая, а вполне человеческой природы. Видите тут фонтан с Афродитой?
Не видите? А он есть. Точнее, был на месте этой зеленой полянки-газона. В 2006 чашу засыпали и засеяли газонной травой. Фонтан украшала статуя Афродиты. Ее отлили сотрудники предприятия Сан-Галли в 1870-м. Получилось красиво, но из-за ошибок в производстве чугунная скульптура покрылась сильной эрозией. И, дабы спасти изваяние, мастера допустили еще одну ошибку - фатальную: они вскрыли чугунную скульптуру гальванической медью. А ведь медь при соединении с водой (что неизбежно в фонтане) еще больше портит чугун.
К 1990 году утрата оригинального покрытия скульптуры достигла уже 90%! В течение десятилетия предпринимались попытки спасти изваяние. И только когда за дело взялась компания "Интарсия", удалось восстановить "Афродиту" за 2 года. Сейчас эта скульптура украшает холл КГИОПа (Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга).
С 2014 в садике возле особняка можно полюбоваться копией "Афродиты".
Правда, мне этого сделать не довелось, так как весной 2022 велись очередные реставрационные работы на территории. На самом деле меня каждая такая ситуация радует, ведь реставрация говорит о восстановлении какого-то памятника или здания в городе. Жаль, видео не добавить, только скриншот. Вот тут, по идее, должна красоваться перемещенная копия "Афродиты":
И да, чудо свершилось! В августе 2022, то есть спустя 3 месяца после моего визита и видеосъемок😁, статуя Афродиты на своем законном месте. Пусть и копия.
Шаг седьмой. История успеха Сан-Галли
А теперь перейдем к самому интересному! Ведь в истории любого здания нет ничего увлекательнее, чем его создатель или владелец.
Франц Карлович Сан-Галли - основатель "литейной империи", технолог-изобретатель. Фигура очень значимая для нашего города. На эту фамилию можно наткнуться на самых неожиданных предметах и в самых неожиданных местах: на чугунных печках в старых коммунальных квартирах, на крышках люков, на металлических оградах.
Владелец чугунолитейного и механического завода еще при жизни осознавал свой вклад. Поэтому написал собственное жизнеописание (опубликовано в 1903), начав его со смелого эпиграфа:
Я фабрикант в России,
Известный всей стране,
Лучших перечисляя,
Вспомнят и обо мне.
Ф.К. Сан-Галли
И он был прав в своей нескромности. Потому что не просто основал дело в России на волне индустриализации, а в прямом смысле способствовал техническому прогрессу и укреплению российской экономики.
В жилах Франца Фридриха Вильгельма текла немецкая и итальянская кровь. Произошел он от римского рода Сангалло. В Петербург приехал из прусского Штетина еще в юношеском возрасте. Говорил, что здесь обрел свою вторую родину.
В России Франц получил отчество - Карлович. Прожил очень долгую жизнь - 84 года. Даже по современным меркам это считается долгожительством.
Интересно, что дедушка Франца, Бальтазар Сан-Галли, был итальянским скульптором, но во время прусско-австрийской войны в 1778 году попал в прусский плен - так и оказался в Штеттине. Там молодой человек настолько прославился в качестве талантливого скульптора, что получил прусское подданство, пользовался почетом и уважением.
Что касается самого Франца, то его путь в Россию начался с семейного горя: когда юноше было 17 лет, отец скончался. На скромном наследстве вдове с 6 детьми было бы не прожить. Тогда Франц устроился в одну новую фирму, торгующую российскими товарами. А в 1843, филиалу компании потребовался помощник в России. Францу на тот момент было 19. Он сразу согласился. И этот шаг оказался решающим. Так молодой Сан-Галли оказался в нашем прекрасном Петербурге.
В качестве жизненного принципа амбициозный Франц выбрал девиз: "Держись своей цели, шагай вперед, что бы ни случилось". Он работал в отделе экспорта, регулярно ездил на пароходе между Петербургом, Стокгольмом, Хельсинки и Таллином.
На досуге Франц любил "размышлять об идеалах", как он сам выражался. По сути же в свободное время вел образ жизни типичного представителя молодого столичного жителя: ходил в Итальянскую оперу и Французский театр, выезжал на охоту в Горелово, успешно приударял за женщинами и... играл в шахматы.
Вот эта игра и сыграла особую роль в жизни Франца. А также в жизни Петербурга, России да и всего мира. Сейчас расскажу, почему. Сан-Галли нередко проигрывал в шахматы. Однажды в числе его соперников был молодой англичанин, который и вышел победителем. Это был сын Чарльза Берда. Про него не случайно говорили "Сделано как у Берда", то есть на совесть, отлично, капитально, замечательно. Просто Берд владел металлургическим заводом.
Победители обычно бывают великодушны. И молодой англичанин замолвил словечко перед отцом. В итоге Франца взяли на этот завод в качестве... помощника бухгалтера. Но разве ж удержишь итальяно-прусскую кровь среди цифр и бумаг? Поэтому, когда на завод прибыла делегация мастеров из Шотландии, именно Францу поручили провести гостей по всем цехам.
Вот тогда-то молодой Сан-Галли и проникся прелестью производства. Стоило только шотландским мастерам уехать, как Франц принял для себя одновременно два важных решения. Вот как он скажет об этом позже в автобиографии:
"Я решил жениться и основать свое фабричное и коммерческое дело. Обе задачи я выполнил".
Конечно, сначала он знакомился с основами литья и металлообработки, регулярно ездил за границу и узнавал о новых технологиях в этой сфере. А также очень скрупулезно подошел к выбору невесты. Тут, видимо, больше прусская кровь играла, нежели итальянская. Потому что Сан-Галли искал женщину, способную стать надежным тылом, а не соблазнительницей и мотовкой. Вот как Франц описывал свой выбор:
"Моя жена, София Александровна, слава Богу, не была красавицей , но мне была очень симпатична, хорошо образована, дельна, прилежно занималась практическим искусством и хозяйством и - последнее из упомянутого, но не последнее по значимости - стройна и совершенно здорова"
София Александровна была дочерью купца Розинского. На ней 29-летний Сан-Галли и женился в 1853. И только после обретения такой верной спутницы он решился на следующий шаг. Отсутствие начального капитала не останавливало амбициозного молодого человека. Он обратился к тому самому сыну Чарльза Берда и занял у него нужную сумму под проценты на 3 года (в одних источниках пишут, что это была 1000 рублей, в других - 5000).
С этой достаточно скромной суммой Сан-Галли нанял 12 слесарей и жестянщиков и смело открыл на Лиговском проспекте мастерскую, которая производила... миски, умывальники металлические кровати и камины. На Невском проспекте открыл магазин для продажи своих изделий. Так началась история империи Сан-Галли, которая выросла до огромной фабрики с 1000 рабочих, чугунолитейного и механического заводов, двух магазинов и целого городка, который получил имя создателя.
Но сперва все было очень сложно. Ведь одно дело - изготавливать изделия (с этим у Сан-Галли не возникло никаких проблем), а совсем другое - продавать. Первые три года, по словам самого Франца, он не продвинулся вперед ни на шаг. Семья жила практически впроголодь. Как описывал позже в автобиографии:
"...мне часто приходилось обедать в ресторане Палкина, причем мой обед состоял из тарелки щей с куском мяса и обходился в 20 копеек".
Но Франц Карлович не сдавался. Он изучал все новинки промышленного производства, читал технические журналы на трех языках, стал членом Петербургского технического общества. И если на еде Сан-Галли экономил, то от поездок в Европу не мог отказываться. Но отправлялся он туда вовсе не за отдыхом: Франц хотел быть в курсе всех новинок и открытий в эпоху индустриализации, посещал нужные мероприятия. После одной из таких поездок в Англию он понял: невозможно удержаться на рынке без собственного чугунно-литейного производства.
К счастью, сын Берда продлил вексель еще на 3 года. И, как позже с гордостью скажет Сан-Галли, это были последние деньги в кредит в его жизни.
Вернувшись из Англии, Франц Карлович привез с собой знания о суперсовременной технологии (по тем временам) и твердое намерение немедленно добавить чугунно-литейную мастерскую. Сразу же наладил отливку и выпуск чугунных труб. И одновременно совершил прорыв в истории: изобрел то, что сейчас мы называем "батареей". Именно этим словом Сан-Галли назвал придуманный им чугунный обогреватель для жилищ. Уж кому, как не петербуржцам, известно о промозглой погоде!
Первые радиаторы были роскошны и похожи на произведение искусства.
Дела Сан-Галли пошли на лад, однако пока еще рано было говорить о благополучии. А тут вдруг подвернулся крупный заказ: устройство водяного отопления в оранжереях императорского дворца в Царском Селе. Франц Карлович взялся за него с радостью и рвением, справился блестяще.
Но настоящий звездный час для него пробил, когда произошел пожар в деревянной церкви в Царском Селе. Был объявлен конкурс для выполнения заказа: требовалось сделать из металла потолки, стропила и арматуру куполов. Разумеется, все думали, что конкурс выиграет прославленный Берд. И тут на сцену вышел Сан-Галли. Он предложил выполнить работу почти вдвое дешевле, чем именитый Берд.
На самом деле Франц Карлович понимал, что по деньгам он выполнит заказ с убытками. Но цель его была иной - заявить о себе на новом уровне, получить царское расположение, рекламу и выгодные заказы в будущем. А так как Сан-Галли уже успел себя зарекомендовать в оранжерее, ему и рискнули доверить важное дело.
Франц Карлович справился великолепно. И достиг всех поставленных целей. Заказы посыпались один за другим. В частности, Сан-Галли в 1880 доверили восстанавливать потолки Зимнего дворца, взорванного Халтуриным.
Шаг восьмой. История юбилея на заводе Сан-Галли
Автобиография Сан-Галли была опубликована в 1903 году, когда с размахом отмечали 50-летие завода. Над рабочим кабинетом Франца Карловича был выведен его девиз: "Без спешки, без отдыха". Он действительно так и трудился. А в юбилейный год своего предприятия сказал:
"Когда я пришел сюда, здесь росла капуста; теперь вы видите на том месте благоустроенный завод, девизом которого всегда было слово "вперед"".
Кстати, есть очень трогательная деталь в юбилейный день. Франца Карловича в то утро разбудили внучка и внук. Внук был одет в костюмчик кузнеца. Оба ребенка в стихах поздравили дедушку с 50-летием основания завода. И дед умиления не забыл. Поэтому над входом во двор завода есть два чугунных мальчика: один изображает Меркурия, а другой - внука, одетого кузнецом.
После праздничного молебна на заводе рабочие поднесли хозяину хлеб-соль на серебряном блюде и собственноручно сочиненное поздравление в письменном виде. Как это ни странно для современников, но дореволюционные работники были грамотными и творческими, обездоленными себя не считали. И все 800 тружеников завода были приглашены на торжественный обед, а затем и на оперу в Народный дом графини Паниной (теперь это здание Мюзик-холла). Сан-Галли в тот день получил пожизненное дворянство.
Шаг восьмой. Как связан Сан-Галли с моей поездкой к Шепелевскому маяку
И тут, читая дальше биографию Франца Карловича, я буквально подскакиваю на стуле от восторга. Потому что вдруг встречаю такое знакомое для меня место - Каравалдай, где Сан-Галли на склоне лет стал часто отдыхать. Этим летом я не только посетила полуостров впервые, но и писала в своем творческом блоге личные размышления по поводу топонима (географического названия). Дело в том, что "кара" в переводе с тюркского - "черный", а "валдай" в переводе с финского - "власть, государство". И вот на Каравалдайском полуострове находится Шепелевский маяк. Я как фантазерка и сказочница сразу воображаю, что маяк-то в непростом месте расположен - на полуострове черной власти.
Сейчас населенный пункт называется Гора-Валдай. И никакой горы там, конечно же, нет. Находится в моем Ломоносовском районе Ленинградской области. Недалеко от отличного пляжа Липово - самое любимое мое пляжное местечко (белый песок, сосны, бесконечные темно-изумрудные воды залива). И Шепелевский маяк - восторг для каждого, кто обожает небанальные достопримечательности. Кстати, если встать возле маяка и смотреть вдаль, то вы будете глядеть прямо на Швецию. Ведь по прямой до первой стокгольмской шхеры - 577 км без единого препятствия на пути (это я линейкой на карте измерила в масштабе).
Но отвлечемся уже от моих любимых местечек и вернемся к Сан-Галли, который отдыхал в имении Каравалдай недалеко от нынешнего Соснового Бора. Там трудолюбивый Франц Карлович вовсю продолжал работать: осушал болота, создавал огороды, превращал пустыри в плодородные поля, рыл канавы, вылавливал из озер щук и заселял водоемы ценной рыбой.
"Некоторые из этих работ могли бы служить крестьянам окрестных деревень более или менее поучительным примером. Эта работа дает им хороший заработок, который идет на улучшение их жилищ и на наряды - первый шаг культуры"
Шаг девятый. Отношение Сан-Галли к людям
Меня очень тронуло и отношение Сан-Галли к педагогам (и не только по той причине, что я сама - учительница). Те, которые работали в построенной им школе, получали настолько высокое жалованье, что могли содержать семью из нескольких человек и на работу приезжали в собственном экипаже! А в отпуск их отправляли в... Италию! Чтобы впитывали искусство и могли приумножать земную красоту, используя увиденное на своих уроках.
Сан-Галли вообще считал, что "хорошо платить за хорошую работу в хороших для работы условиях" - это очень выгодно.
Есть и еще одна показательная история о Сан-Галли. Это ведь ему петербуржцы обязаны появлением общественных туалетов в городе. А если кто-то сейчас скажет "фи" и брезгливо сморщит напудренный носик, то представьте себе культурную столицу без этих необходимых заведений.
Даже тот факт, как появились общественные туалеты в Петербурге, наводит на размышления по теме "деньги не пахнут". Просто изначально построены они были на капитал девицы легкого поведения. Уж не знаю, действительно ли ее звали Дунечкой, как гласит распространяемая в интернете легенда, но сам факт таков: после смерти одной доступной женщины оказалось, что она успела накопить огромную сумму. И эти деньги были переданы в Думу. После чего возник вопрос, который моралисты никак не могли решить: можно ли тратить на нужды города купюры, заработанные подобным непотребным делом? И тогда, выслушав возмущения, император Александр III в сердцах воскликнул: "Что ж мне, собакам их, что ли, отдать?!"
В ответ на это молчаливо слушавший Франц Карлович встал и спокойно предложил обустроить на Дунечкины деньги... общественные туалеты, как в Европе. Так они и появились в Петербурге. Первые в России. А кто их стал строить? Конечно же, инициатор - Сан-Галли. Конкурентам же оставалось лишь локти кусать.
Пока Сан-Галли заботился об общественной пользе, трудясь в Государственной Думе (а ее участники тогда работали без помощников и ничего не получали за свою деятельность), он сделал очень много для города. Даже собрал единомышленников, которых называли сангалиотами. И, когда Франц Карлович подводил итоги своей 20-летней общественной деятельности (1870-1890 гг.), то не без гордости мог сообщить о таком результате:
при бюджете в 12 миллионов Петербург получил два моста (Александровский и Троицкий), водопровод, конно-железную дорогу, рынки (в том числе Сенной), электрическое освещение, больницы.
Для сравнения. После того, как Сан-Галли отошел от дел, вот что было сделано без него с 1890 по 1902 годы при бюджете в 28 миллионов: город получил ломбард. Точка. Нет слов...
Шаг десятый. Что сделал Сан-Галли для Петербурга
Удивительно сочетание качеств у Сан-Галли: он был не только умелым дельцом и очень практичным человеком (типичный немец), но и невероятно талантливым мастером (типичный итальянец). Ведь он занимался одновременно и газовым освещением, и отоплением, и водопроводами, и канализацией, а при всем при этом еще и художественным литьем. Да каким! Уникальные решетки Сан-Галли - истинное произведение искусства. Каждая из них, даже если речь идет о простой балконной решетке, не говоря уже об оградах.
За свои заслуги Сан-Галли был удостоен звания мануфактур-советника (очень почетное на тот момент), получил чин действительного статского советника, был членом совета торговли при Министерстве финансов, членом Петербургского общества архитекторов и других организаций. А в 1883 получил орден Святой Анны 2-й степени.
Сан-Галли не боялся заявить:
"Мой завод может все сделать… какую бы кто ни пожелал машину или аппарат или предмет из неблагородных металлов. И я поддерживал эту репутацию, принимая всякие заказы, как бы трудны они не были".
На заводе Сан-Галли было отлито много особенно значимых изделий:
- Колонна Славы у Троицкого собора на Измайловском проспекте. Совершенно невероятный по своей сложности памятник: 108 трофейных турецких пушек, уложенных в 5 ярусов. А композицию венчала окрыленная фигура Славы с лавровым венком в руках.
К сожалению, в советское время этот памятник был уничтожен по непонятным причинам. Но в 2005 его восстановили.
- Главные ворота Зимнего дворца. Те самые парадные трехпролетные, которые штурмуют революционеры в фильме Эйзенштейна "Октябрь". К сожалению, многие детали этих ворот были уничтожены во времена СССР (в частности, медные с позолотой орлы и вензеля, коронованные двуглавые орлы с державой и щитом, вензеля императора Александра III). Но в 2001 ворота были восстановлены. Через них теперь открыт вход в Эрмитаж.
- Троицкий мост. Это был третий постоянный мост через Неву. Торжественная его закладка состоялась в августе 1897 года. И несмотря на то, что проект самого моста - французский (поэтому он тогда и именовался в газетах "парижской красавицей"), но литье всех элементов выполнено в цехах Сан-Галли на Лиговском. Убедиться в этом легко, если посмотреть внимательно на перила центрального пролета - там красуется знаменитое клеймо Сан-Галли. Все фонари, изящная решетка и прочие элегантные легкие элементы выполнены всемогущим фабрикантом с Лиговского.
- Решетка Таврического сада и самые разные декоративные уличные детали нашего восхитительного Петербурга: фонарные столбы, ворота, фонтаны, балконные решетки, садовые ограды, флагодержатели, вазы.
- Это Сан-Галли ввел моду на уникальные балконные решетки, которые отливаются в единственном экземпляре для каждого здания. Полюбоваться ажурным чугунным кружевом можно по самым разным адресам: набережная Фонтанки, д.28; Караванная, д.24; Лиговский проспект, д.112; Конногвардейский бульвар, д.3; Добролюбова, д.7; 3-я линия Васильевского острова, д.2.
А еще на заводе Сан-Галли изготавливались вполне прозаичные, но такие важные и нужные изделия. Вот почему найти клеймо с известной фамилией можно на сейфах, насосах, маяках, паровых котлах.
***
Сан-Галли скончался в 1908 году, прожив большую и плодотворную жизнь. Похоронен на Тентелевском кладбище. К огромному сожалению, не сохранилось ни само кладбище, ни могила. После смерти отца заводом управлял сын - Франц Францевич. Но в 1918 семейство Сан-Галли было вынуждено эмигрировать.
Где находится особняк Сан-Галли и Сангальский сад
Адрес: Лиговский проспект, д.60-62. Ближайшая станция метро - "Лиговский проспект". Идти пешком - меньше 4 минут.
***
Такая получилась масштабная статья из одного моего первого сильного впечатления. Вот почему я даже с обычной прогулки могу прийти настолько переполненная идеями и историями, что мне и тысячи публикаций не хватит, чтобы поделиться с вами открытиями, восхищением, радостью! До встречи в новых статьях! А чаще видеться со мной можно в творческом блоге ВК:
И статьи по теме: