Игнорировать моду на тяжёлый метал в перестроечном СССР было невозможно. Субкультура металлистов всё ярче заявляла о себе. Во второй половине 1980-х разве что ленивый не пытался отрастить хайр, примерить напульсники и выкрутить ручку громкости на максимум. Пусть даже такую музыку раньше и не играл.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Основатель «Августа» — клавишник, композитор и аранжировщик Олег Гусев — уроженец Омска с солидной музыкальной подготовкой, знаток классики, выпускник ленинградского училища им. Мусоргского. Развивая собственный проект, он со временем обратился к перспективному тяжёлому року.
Летом 1982 года группа «Август» начала выступать с довольно навороченным материалом, будучи «приписанной» к Кемеровской филармонии. Уже в следующем году команда отметилась дебютным магнитоальбомом «Маятник».
В ноябре 1985 года музыканты «Августа» перешли на работу в Ленконцерт, подменив «Землян» и начав осваивать новую для СССР нишу.
Настоящий тяжеляк исполняли единицы. И если на Западе хэви-метал стал результатом определённой эволюции и постепенного утяжеления звука, то отечественным первопроходцам пришлось делать резкий скачок от патетических песен советских композиторов — к экстремальному для наших широт трэшаку.
Многие музыканты советских метал-групп начинали в составе ВИА. Вокалист Андрей Степанов из «Августа», например, пел в «Поющих сердцах» и «Весёлых ребятах». Сменивший его Павел Колесник рос на школе Муслима Магомаева, Вадима Мулермана, Валерия Ободзинского. Пришлось буквально переходить от советского академизма и песен вроде «Не волнуйтесь, тётя» к угрюмым риффам Judas Priest.
Отсюда и ощущение ученичества, необходимость полагаться на западные образцы и местами плагиат, как это было у «Августа». Ничего не оставалось, кроме как вводить элементы хэви и заимствования в привычный эстрадный материал. И даже логотип был подсмотрен у Accept.
«Демон! Ядерный демон! Пусть навеки он останется сном!» Если исключить утяжелённую аранжировку и рифф из Metallica, эта песня «Августа» вполне могла бы войти в репертуар ВИА «Земляне» или «Здравствуй, песня».
Кроме того, необходимо было вписываться в цензурную политику. Петь откровенный трэш никто бы не позволил. У «Августа» и без того бывали проблемы с отменами и запретами. Не считая текучки кадров.
И всё-таки «Август» сыграли свою роль в становлении советского рока. Пусть для трушных металлистов они были чересчур патетичными и попсовыми, но дело своё знали и работали профессионально.
Именно эта группа представила СССР на международном фестивале «Металлмания» в апреле 1988 года в польском городе Катовицы, выступив на одной сцене с немцами Kreator и Rage. «Август» вообще активно гастролировали по Европе, выступая в Германии, Болгарии, Швеции, Дании, Финляндии. На перестроечной волне советский рок оказался весьма востребован.
Колеся по стране и за её пределами с аппаратурой в десятки тонн, «Август» собирали тысячные залы и выдавали шоу практически каждый вечер. В конце 1980-х мало кто из советских групп мог похвастаться таким мощным звуком, светом и пиротехникой.
С 1983 по 1989 годы группа записала шесть альбомов, из них два последних — «Демон» и «Ответный удар» — были выпущены «Мелодией». И пусть песни «Августа» больше походили на приглаженный стадионный AOR типа Foreigner, они звучали вполне добротно.
В новое десятилетие «Август» не вписался. Музыканты разошлись кто куда: уехали из страны, ушли в бизнес. Олег Гусев, записав во Франции альбом «Фантазм» (1993) перешёл к клипмейкерству, работая с Филиппом Киркоровым, Максимом Галкиным, Софией Ротару. Павел Колесник выпустил три альбома на духовные темы.
Лишь в 2002 году группа «Август» возродилась в новом составе под предводительством Павла Колесника. Команда выпускает альбомы, периодически выступает — и звучит вполне достойно по сей день.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!