Найти тему
ИндияСвами

Лаллешвари: святая, облаченная в небо

Душа подобна луна - всегда одна и та же, и всегда новая. Подобна океану, который непрерывно творит себя. С тех пор, как очистился мой разум
и мое тело, я тоже каждый момент - новая.
- Лаллешвари, женщина-мистик 14 века. Кашмир.

Ее считают святой, йогиней, преданной Господа Шивы. А некоторые даже верят, что она - аватар Бога. В Кашмире часто говорят: «Лалла для кашмирцев то же, что Шекспир для англичан». Здесь ее почитают как индуисты, так и суфии, и сикхи. А ее «Обнаженные стихи» породили целое направление бхакти-поэтов.

Эта удивительная женщина - Лаллешвари, жившая в Кашмире в 14 веке. Она также известна под именами Лал Дед (Мать Лала) или просто Лалла.

Злая свекровь и первое чудо

Лалла родилась в 1355 году в Пандретане в семье кашмирских пандитов. Ее назвали Падмавати. С детства у девочки были ясные воспоминания о ее прошлых воплощениях. Согласно ее жизнеописаниями уже в ранние годы Лаллешвари была мудрой и отрешенной.

Она вышла замуж в возрасте 12 лет, и оказалась в традиционной кашмирской семье. Ее муж и свекровь имели очень строгие взгляды на ее духовные стремления и были недовольны избранным ею путем.

Ее свекровь не давала ей спуску и никогда не позволяла ей жить спокойно. Остались сведения о ее жизни, в которых говорится, что свекровь часто насыпала камни на тарелку Лаллы, а затем покрывала их рисом, чтобы у окружающих людей создавалось впечатление, что Лаллешвари ест полную тарелку риса.

Поэтому большую часть времени Лал Дед оставалась полусытой, но никогда не протестовала против такого обращения с собой.

Счастья с мужем Лаллешвари тоже не испытала. Она проводила многое время в медитации, но не забывала и о домашних делах.

Ее долгие прогулки и берегу реки (только там она могла обрести покой и умиротворение) и любовь к одиночеству еще больше испортили ее отношения с семьей. Однажды она задержалась на берегу реки необычно долго, и только к вечеру принесла на голове горшок с водой.

Разгневанный муж ударил глиняный горшок палкой, отчего горшок развалился на куски. Но, как говорят, вода застыла как единое целое, не разливаясь, и Лаллешвари наполнила ею другой горшок. Тем не менее, вода всё текла, скоро образовав ручей. Ручей образовал резервуар, известный теперь как колодец Лаллы. Он работал еще в начале 20-го века.

После этого необыкновенного чуда Лаллу стали называть сиддха-йогиней, и по мере того, как распространялась молва, люди со всех деревень приходили к ней за благословением.

Разрыв с мужем и уход в лес

Когда Лаллешвари было двадцать шесть, она отказалась от семейной жизни и стала преданной Господа Шивы. Она бродила по джунглям, пытаясь найти укромные уголки для медитации, питаясь дикими фруктами и ягодами.

Она обучалась у разных шиваитских мастеров, включая Сиддха Шриканта и Свами Парамананда Тирта. Самым первым направлением было интериоризировать свое сознание с помощью специальных техник.

-2

Лаллешвари сосредоточила все свое существо на концентрации и вскоре физическая вселенная стала для нее просто сознанием — Сат-Чит-Ананда. А она сама также была этим сознанием — всепроникающим, вечно новым блаженством Вечного Духа.

Ее огромное тело сознания уже не могло быть покрыто никакой тканью, поэтому она отказалась от всякой одежды и стала высшей среди аскетов - авадхутой. Так называют человека, полностью преодолевшего двойственность или дуальность материального мира.

Позже Лаллешвари стала проповедницей, которая ходила по всей Кашмирской долине, распевая песни о просветлении и о Господе Шиве, призывая его милость снизойти на человека.

Есть реальные письменные упоминания о жизни Лаллешвари - в Тадхкират-уль-Арифин (1587), сборнике биографий святых и религиозных деятелей, написанном Муллой Али Райной. Затем следует рассказ о ее жизни в Асрар уль-Акбар Бабы Дауда Мишкати (1654). В этих текстах Лаллешвари описывается как мистическая святая, появляющаяся в лесу перед путешественниками и дарующая им свое благословление.

Запредельность проживания Бога

Уже когда Лалла стала авадхутой, ее муж пришел навестить ее и позвать домой, Лалла ответила: «Нет света, подобного Свету Бога, нет паломничества, подобного соединению с Ним, нет родственника и источника счастья, подобного Господу. Прилепись к Нему, люби Его. Он твой настоящий благодетель. Наша с тобой физическая связь заканчивается здесь».

Затем она дала мужу возможность заглянуть в его прошлые жизни и его связь с ней самой, Лаллой. Благодаря этому опыту и божественному прикосновению Лаллы, он стал другим человеком.

Лаллешвари стала проповедницей, которая ходила по всей Кашмирской долине, распевая песни о просветлении и о Господе Шиве, призывая его милость снизойти на человека.
Лаллешвари стала проповедницей, которая ходила по всей Кашмирской долине, распевая песни о просветлении и о Господе Шиве, призывая его милость снизойти на человека.

Сегодня учения Лаллешвари известны как Лал Вакх или Вакьяс. Эти Вакьяс трансцендентны, но просты и обладают способностью переносить искателя в сферы божественной высоты и иметь вкус сознания, которое эта женщина-мистик так легко проявила.

Сборник стихов Лала Деда называется "Лалваякьяни". С тех пор он был переведен на многие языки мира. Они до сих трогают сердце читателя и проясняют сложности духовности, скрытые в вере и традиции.

Считается, что Лалла все еще пребывает в теле сознания и слушает и отвечает на призыв искателей истины.

Доподлинно известно, что она лично встречалась со Свами Вишну Тиртхом — великим святым в традиции Шактипат в нынешнюю эпоху, на пути в Кедарнатх. В Индии верят, что она всегда находится в состоянии сахадж-самадхи и может проявлять свою физическую форму ради блага какого-либо преданного.

Всемирно известный святой современного мира, Парамаханса Йогананда, также писао о Лалле в своей классической «Автобиографии йога».

Облаченная в небо

-4

Ее земной путь закончился так же удивительно, как и все, что было связано с ее земным существованием.

Лаллешвари (что кстати, переводится как «Верховная госпожа йоги»), как известно, была «облаченной в небо», т.е. большую часть времени ходила полностью обнаженной. Возмущенный современник однажды спросил святую, почему она не прикрывает свою наготу.

«Почему нет?» — ответила Лалла. «Я не вижу мужчин».

Ведь согласно образу мыслей Лаллы, тот, кто не осознал Бога, не заслуживает имени «мужчина».

Считается, что она ушла, не претерпев физической смерти. Как говорили ее ученики, святая дематериализовала себя в огне. Позже Лал Дед предстала перед своими скорбящими преданными, в живой форме, завернутой в золотые одежды — наконец-то полностью одетая и сияющая...

Говорят, что истинные искатели Бога могут встретить ее в лесах Кашмира, где она является им в своей истинной форме, которую нельзя описать умом, а можно лишь прожить на уровне Бхакти - своего сердца.

Лидия Яхонтова

Читайте также: