Медитация - это достижение для тех, кто хотел бы обрести душевный покой, который способствует счастью, силе для настойчивости, мудрости, тщательному обдумыванию и навыкам решения проблем
Для достижения медитативного ума существуют определенные шаги на пути к медитации. Правильные шаги должны быть предприняты под руководством знающего человека. Важно, чтобы основы медитации были прочно установлены для обеспечения качества и эффективности медитативного ума. Медитатор должен получить глубокие знания, касающиеся медитации. Как уже упоминалось, существует три состояния медитативного ума: кханика-самадхи, упачара-самадхи и аппана-самадхи. Шаги, связанные с этими тремя состояниями, следующие:
1. Khanika-samadhi
Кханика-самадхи — это начальный этап медитации. Слово "кханика" означает мгновенный или очень краткий. Это важное состояние, на котором будут развиваться любые другие состояния медитативного ума. Оно подобно желудю, из которого вырастет дуб. Как здоровый дуб в дальнейшем опирается на здоровый желудь, так и хорошо развитый медитативный ум на последующих стадиях опирается на кханика-самадхи. Это жизненно важная основа, которая обеспечит силу и эффективность следующих состояний. Во время этого этапа медитации шаги выполняются последовательно. Медитатору не нужно менять направление движения ума. Однако он должен контролировать и запоминать путь и процедуры, которые прошел его ум, с внимательным осознанием. Ему следует сосредоточиться на движении ума от:
Молчаливого проговаривания
Прекращения
Ментальной сосредоточенности
Транса
Мерцания(свет) в уме медитатора
Охлаждения ума медитатора
Чувства легкости
Чувства огромности
Чувства малости
Чувства парения и
Других ощущений, связанных с необычайным комфортом.
Когда медитатор испытывает эти состояния, а также воспринимает любые другие ментальные отражения, он должен понимать, что все эти переживания являются этапами Ханика-самадхи и их характеристиками. Он не должен зацикливаться на этих ощущениях, осознавая, что они лишь приходят и уходят по мере движения ума. Это всего лишь указатели на пути механизма медитации, но никак не ее цель. Абсолютная цель медитации — накопление силы ума до тех пор, пока медитатор не достигнет состояния Authoritative Mind Power.
После того как медитатор приступает к Молчаливому Проговариванию, он ощущает состояние единства. Это может произойти мгновенно или занять очень короткий период времени. Однако Ханика-самадхи обычно проявляется в одной и той же точке. Как только ум достигает точки, где медитатор ощущает необычайный комфорт, он обычно осознает это необычное чувство. При регулярной практике эти этапы начинают происходить автоматически. Однако если он прекращает регулярную практику, начальное состояние медитативного ума, или Ханика-самадхи, ослабевает и ухудшается. Чтобы возобновить медитацию, медитатору придется начинать все с самого начала.
2. Upcara-samadhi
Упачара-самадхи - это промежуточный этап медитации. Это этап, на котором развиваются навыки. Тем не менее, начальный этап по-прежнему жизненно важен для дальнейшего развития медитативного ума. В Упачара-самадхи медитатор может проследить путь движения ума, быстрее достичь определенной точки и дольше поддерживать период необычайного комфорта.
3. Appana-samadhi
Аппана-самадхи — это продвинутый этап медитации. Однако медитатор не может отойти от начального этапа. На этом этапе он дополнительно развивает навыки и способен контролировать свой ум. Он может достичь Ripa-jhana, которая относится к погружению в сферу тонкой материи, и Ariipa-jhana, которая относится к погружению в бесформенную сферу. Однако концентрация в этом состоянии может как поддерживаться, так и ухудшаться.