Как не винить себя и поддержать ребёнка?
Пригласила для профессионального взгляда психолога. Разбираемся по пунктам.
1. Ученик звонит/пишет в слезах. Говорит, что это конец, всё было зря. Это нормально?
Надо помнить, что слезы (даже если это громкие рыдания) - это нормальная реакция живого человека, который расстроен.
Это нужно помнить самому репетитору, но ни в коем случае не говорить это ученику! Чтобы не обесценить его переживания.
Гораздо хуже и страшнее, когда ребёнок держит всё в себе и молчит.
2. Как реагировать на такие эмоции ученика?
Здесь важно выслушать, проявить поддержку словами: "Да, это очень грустно. Никто этого не ожидал". Просто сначала выслушайте ученика.
3. Что говорить точно нельзя?
На первом эмоциональном этапе не надо сразу предлагать варианты решения ситуации, строить планы пересдачи. Пусть первые эмоции пройдут. Просто побудьте рядом/на связи, скажите, что готовы просто пообщаться и поговорить.
4. Вы наставник и опора ученика. Сохраняйте спокойствие.
Главное, самому репетитору в это время быть в здоровом уме и помнить, что жизнь продолжается. Пусть даже ученик утверждает обратное. Помните, что эмоции "заразительны", и если вы будете эмоционально устойчивее ребёнка, то и он успокоится быстрее.
5. Полезные приёмы регулирования эмоций (в случае необходимости предложить этот приём и ученику)
• Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии рук холодной водой.
• Медленно осмотреться по сторонам. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид.
• Посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что видите.
• Набрав воды в стакан, медленно, как бы сосредоточено выпить ее.
• Физиологические механизмы разрядки – действуют восстанавливающее на человека – внешне они проявляются в виде смеха, плача, желания выговориться и т.д. Не надо их блокировать, сдерживать.
• Физическая разрядка – возникшее чувство раздражения, агрессии можно снять «выпустив пар» - несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку.
По мере того, как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.
6. А что дальше?
Следующий шаг - показать, что ученик не один и вы вместе подумаете как быть дальше.
После того, как поутихнут яркие эмоции, только тогда обговорить "что мы будем делать с этим"
Самому инициировать разговор "как же так получилось" не надо.
Продуктивнее сначала поговорить про "повезло - не повезло", чтобы не искать виноватых /потому как их нет/ и важнее снять напряжение у всех от грустной новости.
7. А виноват ли учитель?
Вы наедине с собой можете прописать степень ответственности за неудачу на экзамене для ученика и просмотреть свою часть ответственности.
Главное помнить, что ваше влияние на успехи ученика минимально - ведь от вас совсем не зависит насколько он способен усвоить материал. Именно усвоить и освоить - это его территория способностей.
Вы лишь можете быть профессионалом своего дела и понимать, что никто из нас не волшебник.
8. И наконец заключение.
После в доверительном разговоре с учеником можно поделиться своими "провалами" в учёбе. Расскажите, что и вам когда-то казалось, что жизнь закончена, и это нормальная реакция.
Обязательно скажите, как потом вы с этим справились.
Получилась целая эмоциональная инструкция. С вас ❤️, чтобы полезная рубрика #поддержкаучителя продолжалась.