Психолог С. Л. Франк ввел понятие «трансрациональное», близкое по значению к «трансцендентному». Оно включало в себя то, что до конца непостижимо и является одновременно рациональным и иррациональным (в своё очередь относящееся к бытию Бога, мира, души, человеческой индивидуальности).
При этом философ описывает «душу» как предмет, принадлежащий к области трансцендентного. Душевная жизнь представляет собой конус, обращенный вершиной вниз и переходящий из неё в бесконечное пространство.
1. Его верхний уровень соответствует чувственно-эмоциональному состоянию, зависимому от тела, предметного мира и душевной стихии, где проявляется «власть плоти», имеет периферию и центр, который связан с более глубоким центром.
2. Через преодоление одного «хочу» более глубоким и центральным «хочу» личной силой хотения сознается более глубокий сверхчувственно-волевой центр.
3. Самотрансцендирование же высшего порядка происходит посредством самопреодоления этого центрального «хочу» идеальной мотивацией высшего долга и проявления духовного Я через самоявственность, самопроникнутость, самоосуществление душевной жизни как ее первичной целестремительности, слияние субъективного сверхчувственно-волевого «я» и духовного «я», при котором первое обогащается авторитетностью.
С помощью живого знания «Я» как единичный психический субъект выходит за пределы самого себя и приобщается «к единому сверхвременному бытию». Кроме того, «трансцендентная сила души раскрывается в ее транссубъективных переживаниях душевной жизни другого, жизни целой страны, всего человечества, надындивидуального содержания права и нравственности, искусства и религиозной жизни, сверхсубъективного переживания непосредственно открывающегося абсолютного смысла нашего бытия».
Таким образом душевная жизнь, являясь потенцией чего-то высшего и иного, выходит за свои пределы через освобождение от «предметного мирка», «предметного сознания», после чего устанавливается связь между нашим «я» и окружающим нас миром.
Можно заметить, что интегрирующая сила транссубъективных переживаний, позволяющих человеку постигать себя не только как элемент социума, но и как часть абсолютного всеединства, в учении Франка превосходит подобную силу переживания, рассматриваемого в культурно-исторической теории Л.С. Выготского как единицу изучения целостности личности и ее социальной среды.
Автор: Степанова Ксения Владимировна
Психолог, Супервизор, Магистр- 5 квалификаций-КПТ-EMDR
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru