Найти в Дзене
наука по-новому

Человеческие жертвоприношения Древнего Египта: культ смерти и магия слова

Оглавление
Самое древнее изобразительное свидетельство человеческих жертвоприношений в Древнем Египте, цитируется из книги: Wilkinson,  Early Dynastic Egypt, p. 267, fig. 1.
Самое древнее изобразительное свидетельство человеческих жертвоприношений в Древнем Египте, цитируется из книги: Wilkinson, Early Dynastic Egypt, p. 267, fig. 1.

Долгое непринятие знания о жертвоприношениях людей

Впервые научная гипотеза о том, что человеческие жертвоприношения существовали в Древнем Египте, была выдвинута в самом конце 19 века после раскопок британского археолога Флиндерса Петри (Sir William Matthew Flinders Petrie), ставшего первым в истории профессором египтологии. Однако и после находок Петри наука ещё долго утверждала, что доказательства принесения в жертву людей слишком скудны.

Затем долго существовало представление о том, что жертвоприношения ограничивались только до- и раннединастической эпохой Древнего Египта. Произведённые в течение 20 и 21 века новые археологические раскопки предоставляют, однако, всё больше свидетельств о том, что жертвоприношения людей происходили и в другие эпохи Древнего Египта. (R. Campbell, Kill Thy Neighbour: Violence, Power, and Human Sacrifice in Ancient Egypt, Dissertation, University of California, Los Angeles, 2019 https://escholarship.org/uc/item/3bw2m9gt).

Можно точно утверждать, что знание о массовом приношении в жертву людей в истории человечества в целом и особенно в Древнем Египте очень сложно «просачивается» в общедоступное понимание людей. Несмотря на имеющиеся археологические свидетельства, массовые жертвоприношения как таковые или до сих пор отрицаются вовсе или же господствуют мифы и неправильные представления о том, как и для чего происходило приношение людей в жертву (см., например, миф о жертве Нилу в книге Олег Ивик «Кровь и символы. История человеческих жертвоприношений», Москва 2023).

Наши школьные знания о том, что жертвоприношения служили в Древнем Египте тому, чтобы фараон в загробном мире имел рабов, тоже очень сильно устарели и являются слишком упрощённым и, прежде всего, неполным представлением о том, что происходило на самом деле. Ясно, что нам ещё предстоит многое узнать не только о том, как и почему приносили в жертву людей в Древнем Египте, но и что эти жестокие ритуальные действия древности означают для нас, живущих на Земле сегодня.

К счастью, мы живём в эпоху обновления и постепенного построения целостных знаний, состоящих не только из открытий строго разделённых друг от друга академических дисциплин как истории или египтологии. Картина мира человечества постепенно обогащается за счёт расширения человеческого сознания и благодаря междисциплинарному подходу, включающему в себя и знания истории, археологии, антропологии, и биологии, и психологии с такими её инструментами как регрессии.

Давайте же посмотрим, что установила современная академическая наука о жертвоприношениях и где необходимо более глубокое понимание жертвоприношений с помощью обобщения знаний, сведения их воедино, а также и с помощью новых инструментов познания истории человечества.

Итак, сначала - слово египтологам.

Культ смерти и магия слова в Древнем Египте

Ян Ассманн, один из ведущих египтологов Германии, утверждал, что „нет ничего более очевидного, чем то, что вся египетская культура сосредоточена на теме смерти“. В основе этого лежало верование египтян в бессмертии души. Одновременно Ассманн признаёт в Египте существование магии, основанной на особых речитативах, которые должны (или могли) менять реальность.

Ассманн пишет:

«Египтяне представляли, что могут преобразовывать вещи, исцелять болезни, общаться с богами и духами, влиять на ход солнца, разливы Нила, плодородие скота и полей и, в конечном счете, поддерживать мир в движении с помощью одной лишь речи или сочетания речи и определенных действий.» (J. Assmann, Magie und Ritual im alten Aegypten, in: J. Assmann, Harald Strohm (Hg.). Magie und Religion, München 2010, стр. 23-43), стр. 24-25.

На основании изучения древнеегипетских письменных источников египтологи признают, таким образом, существование магии в Древнем Египте. Смерть преодолевалась с помощью магии. Под магией понимаются ритуальные действия и речевые акты, с помощью которых целитель (или жрец) создавал рамки для трансформации ситуции в мире людей и мире богов.

Итак, констатируем: в Древнем Египте существовал культ мёртвых и существовала магия, воздействие силой слова на реальность. И то, и другое признано наукой.

Во время жертвоприношений слова жреца, проводящего обряд, в особой обстановке погребальной часовни, с особыми ритуальными действиями, отсылающими к смерти Осириса, как пишет Ассманн «разворачивали свою интервенционистскую силу», говоря иначе, во время обрядов производилась посредством слова магия, направленная на трансформацию духа и материи.

Жрец использовал при этом три процедуры, иногда все вместе, иногда какую-то из них. Первая: он обращался к богу, в помощи которого хотел себя уверить и силой которого стремился себя наделить. Вторая: он представлял себя в качестве бога или богини. Третья: он разыгрывал определённый мифический эпизод о богах, проводя определённый обряд, например, исцеление от болезни или мумификацию.

Как происходило магическое воздействие словом на умерших

Ассманн описывает сцену – воссозданную на основе письменных источников – в которой жрец смерти читает текст перед умершим (часто это были и не просто умершие, но невинно умершвлённые), это текст из пяти стихов.

Сначала идёт призыв к пробуждению и просьбы принять пищевое подношение, происходит пробуждение мёртвого. «Ему велено встать и собрать свои кости, как будто он не только лежит безжизненно, но и расчленен и растерзан в пыль. Смерть вовсе не замалчивается, напротив, она резко усугубляется, усиливая безжизненность вплоть до разорванности на части. Образ оторванных конечностей - это интерпретация ситуации, когда умерший человек лежит в могиле как безжизненный труп. Разорванность означает отсутствие связи, как это создается при жизни циркулирующей кровью и движущейся по телу душой. Но магическая сила слова способна восстановить разорванную связь.»

Ассманн проанализировал сотни текстов о мертвых и установил чётко прослежевающийся мотив в произведении магии над умершим: жрец читает свой речетатив, в ходе которого речь идёт о пробуждении мертвеца, восстановлении его физической нецелостности, принятии им пищи и питья, прохождение через закрытые для человека ворота и вознесения на небо.

„Пища, предлагаемая мертвым, - это пища богов. Она поступает из храма, связанного с культом мертвых, где ее впервые преподносят богу. (…) Тот, кто получает пищу богов, принимается в их круг. Пища не только насыщает, но и устанавливает социальный контакт, или, точнее, передает чувство принадлежности к сообществу заботы“, J. Assmann, Magie und Ritual im alten Aegypten, стр. 37-41.

В последнем стихе жрец произносит магическое заклинание. «Он представляет себя как жреца, уполномоченного фараоном. Текст завершается призывом "Вставай!", с которого он начинался, и этим циклическим элементом еще раз подчеркивает свою строгую, последовательную структуру. Конечно, контраст между безжизненным трупом, лежащим в могиле, и грандиозным процессом его вознесения на небо и воцарения в мире богов огромен. Но язык способен преодолеть эти пропасти и создать связи», пишет Ассманн.

Таким образом, египтологи описывали на основе исторических свидетельсв культовые сцены, разыгрывавшиеся жрецами в Древнем Египте, в которых осуществлялись определённые действия, произносились определённые слова, а также, возможно, происходил и переход между духовным и физическим мирами. В основе этого лежало умерщвление невинных людей, изъятие их энергии и произведение ритуальных обрядов над их телами.

Как именно происходили подобные ритуалы, а также насколько пагубно было это воздействие для человечества и какие глубокие травмы были нанесены человечеству из-за массовых жертвоприношений, существовавших почти повсюду на Земле – вот именно эта область знаний только начинает сегодня открываться людям.

Но всё же наука стремится сегодня к целостному, холистическому видению, поэтому погружение в собственное подсознание с помощью методов и инструментов психологии, например арт-терапии и регрессии - это ключ к пониманию того, почему эти древние жестокие процессы, казалось бы, канувшие в Лету, непосредственно до сих пор касаются нас, живущих сегодня на Земле.