Найти в Дзене
tutor_almet

Как приучить ребёнка к дисциплине и самостоятельной учёбе?

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Что такое дисциплина? 

Психологическая сущность дисциплины связана с внешними поведенческими проявлениями (выполнение требований, привнесённых другими людьми) и внутренними установками (выполнение требований, выработанных к себе самому). Внешние проявления дисциплинированности могут быть связаны с социальным давлением, но установка на дисциплинированность — это осознанное поведение, не зависящее от изменяющихся условий.

Дисциплина у многих ассоциируется с ограничениями и наказаниями. Вероятно, потому, что с помощью этих «инструментов» устанавливают порядок в традиционной школе. Опоздаешь на урок — выгонят, не сделаешь гербарий — «двойка», будешь спорить с учителем — отправишься к директору.   

Однако термин «дисциплина» в переводе с латыни означает «воспитание». Дисциплина — это умение контролировать поведение и делать не то, что хочется, а то, что нужно. Суть дисциплины не в наказании, а в том, чтобы научить ребёнка действовать рационально.

Дисциплина детей до школы

Энергию дошколят необходимо перенаправлять в полезное русло.

Например, ребёнок играет с мячом на кухне, мама просит прекратить (рядом посуда и острые предметы), а он будто не слышит. Мама раздражается и уже готова наказать его. Но станет ли от этого легче? Ребёнок обидится, а мать испытает чувство вины. Лучше сказать: «В нашей семье действует правило — играть с мячом на улице. Пойдём на прогулку!»

Устанавливая правила, говорите мягко, спокойно, но уверенно. Не приказывайте и не кричите. Если вы что-то запрещаете, всегда объясняйте почему. Старайтесь не использовать отрицательные конструкции и слово «нельзя». Например, вместо «Не мни книгу!» скажите «Обращайся с книгой бережно».

Чтобы приучить ребёнка к дисциплине, важно отмечать хорошее поведение дошкольников и поощрять за него. Можно даже повесить на холодильник «таблицу заслуг» и рисовать туда звёздочки, когда ребёнок проявляет самоконтроль.

 В этом возрасте рекомендуется использовать следующие методы:

Сюжетно - ролевая игра является основой обучения дошкольников дисциплине. Играйте в маму и малыша, школьника и учителя, пациента и врача. В игровой форме намного проще показать правила и нормы поведения.

Четкость инструкций. Чтобы донести до ребенка, что «хорошо» и что «плохо», понятным языком объясняйте, как надо вести себя в той или иной ситуации. Читайте книжки, смотрите мультфильмы и обсуждайте поведение героев.

Право выбора. Если ребенок отказывается от выполнения просьбы или поручения, не повышайте голос, не раздражайтесь, а предложите выбор: «Сейчас ты можешь собрать разбросанные игрушки или пойти посидеть на стул для наказаний».

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Дисциплина в начальной школе

Неважно, как вы будете обучать ребёнка азам грамоты и счёта — самостоятельно или с помощью альтернативной школы. В этот период важно, чтобы всё подчинялось правилам. Разработайте, запишите и объясните их ребёнку.

Вот несколько примеров того, как дисциплинировать детей:

🔹игры только после занятия по математике, и тогда каждый месяц у тебя будет новый конструктор

🔹уроки нужно сделать до 18 часов, иначе родители идут на вечернюю прогулку с любимым псом без тебя

🔹одна книга в неделю, иначе поездка в зоопарк на выходных отменяется

Правила и требования взрослых должны быть разумными и обоснованными, ребёнок должен быть заинтересован следовать им. Если уговор не сработал, повторите ещё раз — возможно, ребёнок просто не понял формулировки. Опять осечка? Пересмотрите условия договора, вероятно, ребёнок не видит в нём выгоды и поэтому легко нарушает. Пример плохого правила: будешь ложиться каждый день в десять вечера, поедем в выходные к бабушке (хочет ли ребёнок туда?).

Внедрение правил для приучения к дисциплине требует твёрдости и последовательности. Родители должны быть заодно: нельзя, чтобы мама закон «издавала», а папа его отменял, и наоборот. Детей, не соблюдающих договорённости, нельзя жалеть и «прощать на первый раз». Ребёнок будет канючить и даже плакать, но необходимо, чтобы он осознал, что правило есть правило. Иначе приучить ребёнка к дисциплине не получится.

В этом возрасте по-прежнему хорошо работают таблицы поощрений, только вместо звёздочек уже следует начислять баллы. Чтобы при достижении определённого количества очков, ребёнок мог получать награду (обычно она формулируется в самом правиле).

В вопросах приучения к дисциплине как никогда важен пример взрослых. Если вы хотите, чтобы дети были вежливыми, аккуратными и пунктуальными, будьте такими сами.

В этом возрасте рекомендуется использовать вот эти методы: 

Требования и контроль. Младшему школьнику важно не только выставлять требования, но и доносить их суть, а также регулярно контролировать выполнение. Например, требуйте строгого соблюдения режима дня.

Беседы-объяснения. При знакомстве с правилами обязательно объясните, что каждый поступок или действие приводит к последствиям. Приводите интересные примеры, рассказывайте истории, притчи, мифы. 

Изучение чувств и эмоций. Многие дети, не получая желаемого, начинают выражать протест криками, дракой, падениями на пол. И происходит это не от вредности, а от неумения выражать словами злость, гнев, возмущение, переполняющие ребенка. Родителям необходимо рассказать ребенку о разных эмоциях, научить различать их и справляться с ними.

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Дисциплина в средней школе

При переходе в среднюю школу родители, как правило, подключают помощников в виде репетиторов и онлайн-школ. Это правильно. Во-первых, невозможно знать все предметы школьной программы и самостоятельно отвечать на всё усложняющиеся вопросы ребёнка. Во-вторых, работу и домашние дела никто не отменял — пора отпускать ребёнка в «свободное плавание».

При приучении детей к дисциплине в школе важно соблюдать режим. Упорядоченная, расписанная по часам жизнь избавит подростка от скуки, которая в период пубертата особенно опасна.

Распорядок дня даёт ребёнку ощущение безопасности и позволяет вести себя спокойно. Если в один из дней придерживаться режима не получится, заранее обговорите это с ребёнком. Объясните, что иногда случаются форс-мажоры, но после них нужно возвращаться в привычное русло.

С возрастом степень самоконтроля ребёнка будет повышаться. Если в 5–7-х классах детям всё ещё необходим авторитетный взрослый, который сможет вести их по расписанию, то к 8-му классу они практически полностью учатся самостоятельно.

В отношениях с «ершистыми» и непокорными тинейджерами ежовые рукавицы и приказной тон вряд ли возымеют действие. Гораздо важнее заработать авторитет. Попробуйте следующие методы воспитания дисциплины:

Четкий свод правил и наказаний. Можно разработать его совместными усилиями.

Последовательность. Слова и обещания необходимо сдерживать. Не наказывая ребенка за нарушение правил, вы оказываете ему «медвежью услугу», а кроме того, подрываете свой авторитет. Не будьте жестокими! Подростку очень важно знать, что его не перестанут любить из-за непослушания.

Совместные обсуждения. Учитывайте мнение подростка. Задавайте сыну или дочери вопросы: «Как бы ты поступил со своим ребенком, нарушающим дисциплину? Какие меры наказания ты привел бы в действие?». «Ты бы хотел учиться лучше? Что тебе не хватает для этого? Как я могу тебе помочь?»

Совместное времяпрепровождение —отличный способ воспитать дисциплину, преданность семье и просто улучшить отношения.

-4

Как найти золотую середину?

Золотая середина правил находится между попустительским и авторитарным стилями воспитания. Найти ее помогает образ четырех световых зон поведения ребенка.

В зеленой зоне ребенок может сам выбрать игрушки, в которые хочет поиграть, решить, с кем хочет дружить, и т. п.

В желтой зоне ребенку предоставляется относительная свобода. Например, малыш хочет съесть конфету, но для этого ему необходимо соблюсти некоторые условия (сначала пообедать).

Эта зона очень важна, поскольку именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине, по известному механизму «извне — внутрь». Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье.

Ребенок постепенно привыкает к этим правилам и следует им без особого напряжения. Однако это происходит только в том случае, если вокруг правил не было постоянных конфликтов. Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особого внимания родителей.

В каждом случае старайтесь спокойно и достаточно коротко объяснять ребенку суть ваших требований. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские требования.

Бывают ситуации, когда установленные правила нарушаются. Такие случаи попадают в оранжевую зону. В этом сегменте находятся такие действия ребенка, которые в целом нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются. Например, малыш напуган, проснулся ночью, ему приснился страшный сон. Мама может взять его в свою кровать, пока он не успокоится, но только непосредственно в такой ситуации. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редкие и оправданные. Дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

Действия из красной зоны неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это категорические нельзя, из которых не делается никаких исключений. Нельзя бить, нельзя щипать или кусать, нельзя играть с огнем, ломать вещи, обижать младших. Этот список взрослеет вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Объединение всех зон в единую систему говорит о том, что правила правилам рознь и что вполне можно найти золотую середину между готовностью понимать и быть твердым, между гибкостью и непреклонностью в процессе воспитания.