К реализации этого крупного дорожного проекта на юго-западе России приступили в начале 2000-х. Правда, после ввода первой очереди (около 7 км) дальнейшие работы по строительству четырехполосной автомагистрали в обход Владикавказа были приостановлены. Возобновили их только через тринадцать лет, в 2021-м, пообещав открыть движение на всем протяжении трассы к декабрю 2024-го. Но в текущем году сроки скорректировали. Согласно последней информации, кампанию завершат в 2026-м.
Новая объездная протяженностью около 22 км поможет существенно улучшить транспортное сообщение с соседней страной — соединив федеральную Р-217 «Кавказ» с Военно-Грузинской дорогой, она позволит ускорить подъезд к КПП «Верхний Ларс». Более того, транзитный транспорт будет выведен за пределы республиканской столицы, что наилучшим образом отразится на комфорте ее жителей и снизит негативное воздействие на окружающую среду в городской черте.
Как было отмечено выше, первый участок от окрестностей Беслана до Архонского шоссе сдали в 2008-м. Ровно три года назад приступили к строительству второй и третьей очередей, которые, в свою очередь, разбиты на три этапа: 4,5 км, 7,5 км и 3 км. Работы на последнем из них стартовали в середине июля 2024-го. В общей сложности на отрезке от Архонского до Московского шоссе (15 км) возведут три двухуровневые транспортные развязки и семь путепроводов (два из них тоннельного типа общей протяженностью 117 м — рядом с селом Гизель и близ Московского шоссе).
Помимо этого ведутся работы по ремонту и реконструкции прилегающих к новой объездной участков действующих дорог. Например, на А-162 «Владикавказ – Алагир» обновили мостовой переход через реку Черная. Аналогичный объект через ту же водную преграду построили с нуля и на съезде транспортной развязки.
Также в ходе проекта была оборудована стоянка для водителей вместимостью до 650 автомобилей с зоной отдыха и детской площадкой. По всей длине трассы будет устроено сплошное электроосвещение и смонтировано ограждение барьерного типа (боковое и фронтальное для разделения транспортных потоков).
К августу 2024-го на первых двух участках, к строительству которых приступили в 2021-м, на всем протяжении (12 км) завершено устройство земляного полотна. Продолжаются работы по укладке асфальтобетона. На данный момент степень готовности объекта превышает 70% (к июню 2023 г. этот показатель был на уровне 50%).
Примечательно, что летом 2022-го, как сообщалось, подрядчики задали хороший темп и работы велись тогда со значительным опережением графика (примерно на полгода). Но затем по ряду причин процесс замедлился. В частности, был пересмотрен общий объем финансирования дорожных проектов, что сказалось и на строительстве обхода Владикавказа, на который суммарно потратят почти 15 млрд руб. Выделение средств из федерального бюджета растянули до 2026-го, что не дает возможности завершить кампанию раньше. Кроме того, пришлось потратить немало времени на переработку проекта третьего этапа.
В статье использованы изображения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru