Римляне разрушили Второй Храм, но смогли это сделать только тогда, когда гражданская война разорвала еврейский народ на части. Евреям, жившим в Земле Израиля в середине I века н.э., было нелегко. В то время страна находилась под властью Рима. Римский император назначал прокуратора для управления каждой провинцией империи. Прокураторами были иностранцы, ответственные за финансы провинции, сбор налогов и их отправку в Рим. Не имея личной связи с народом и землей, прокураторы не заботились о благополучии своих подданных. Их единственной заботой была прибыль. Чем больше налогов они собирали, тем больше денег могли оставить себе. Система правосудия была коррумпирована при правлении прокураторами. Римляне, не интересуясь справедливостью, поддерживали тех, кто мог принести им больше прибыли. Преступники пользовались полной свободой, грабя и убивая невинных граждан без страха перед возмездием. Кроме того, прокураторы не уважали местную религию и обычаи. Они и другие иностранцы, которых они привозили с собой, унижали евреев и насмехались над их традициями и обрядами. Когда евреи возражали против такого обращения, римляне отвечали насилием и жестокостью. Более того, иногда они намеренно провоцировали евреев, чтобы оправдать свое жестокое обращение с ними. Иосиф Флавий, еврейский военный лидер, ставший историком, описывает римского прокуратора Альбина: «Не было такого зла, в котором бы он не участвовал. В своей политической должности он не только крал и грабил имущество каждого, и не только обременял весь народ налогами, но и [освобождал преступников из тюрьмы за деньги]». Освобожденные преступники терроризировали население, но люди не имели к кому обратиться с жалобой. Они могли лишь надеяться избежать злоупотреблений, льстя прокураторам и завоевывая их благосклонность. Иосиф Флавий заключает: «Никто не осмеливался говорить то, что думал, но тирания была всеобщей нормой; и в это время были посеяны те семена, которые привели город к разрушению». Последний прокуратор перед восстанием, Гессий Флор, был самым худшим. По словам Иосифа Флавия, преступления Альбина меркнут по сравнению с деяниями Флора. Он не только злоупотреблял властью над населением Иудеи, но делал это публично и хвастался этим. Флор был мастером «маскировки истины» и никто не мог придумать более изощренных способов обмана, чем он. Флору было недостаточно обогащаться за счет отдельных людей, он грабил целые города и разрушал целые общины, почти открыто объявляя по всей стране, что разрешил становиться разбойниками, при условии, что они делились с ним добычей.
Разделение среди евреев
Среди евреев Римской Иудеи сформировались разные мнения о том, как реагировать на жестокость и коррупцию римлян. Выделились три основных фракции. Зелоты считали, что правильным ответом на римскую жестокость должна быть открытая война с римлянами. Они были готовы сражаться с могущественной римской армией и верили, что могут добиться независимости от Римской империи. Многие из них были молоды и не имели опыта ни в военных действиях, ни в политике. Друзья Рима, в основном состоятельные и влиятельные евреи, считали, что лучший способ избежать гнева римлян — это подружиться с римским прокуратором и его представителями. Умеренная фракция предпочла бы сбросить ярмо Рима, но понимала, что такая цель была нереалистичной. Поэтому они предпочли вести переговоры с римлянами, чтобы избежать насильственного столкновения. Большинство населения принадлежало к этой фракции, включая старейшин и мудрецов.
Три фракции имели схожие цели – обеспечить мир и справедливость для евреев в Иудее. К сожалению, они не могли согласиться на способ достижения этих целей, и со временем, с ростом угнетения, фракции только удалялись друг от друга.
Начало еврейского восстания
Когда Флор потребовал деньги из Храмовой казны, молодое поколение не выдержало. Они высмеивали Флора, разгуливая по Иерусалиму с ящиками для пожертвований, собирая для «бедного Флора». В ответ Флор вызвал свои войска. После того как старейшины города отказались выдать молодых людей, насмехавшихся над прокуратором, он приказал солдатам атаковать, и они с готовностью выполнили приказ. Иосиф Флавий пишет: «[Солдаты] не только грабили место, куда их послали, но и, врываясь в каждый дом, убивали его жителей; граждане бежали по узким переулкам, а солдаты убивали тех, кого ловили, не упуская ни одного способа грабежа. Они также захватили многих мирных людей и привели их к Флору, который сначала подверг их бичеванию, а затем распял. В итоге общее число убитых в тот день, вместе с их женами и детьми, составило около трех тысяч шестисот человек». Эта атака была направлена на то, чтобы спровоцировать евреев на восстание. Открытый мятеж позволил бы Флору объявить Иерусалим завоеванным городом, разграбить его и конфисковать Храмовую казну. Тем не менее, старейшины убедили евреев не отвечать на провокации, чтобы избежать еще одной резни. Вместе с коэнами они организовали процессии для мирного приветствия римских солдат. Римляне с презрением отнеслись к старейшинам, не ответив на их приветствие. Оскорбленные, некоторые евреи громко протестовали. Это было именно то, чего ждали солдаты. Они напали на еврейскую процессию. Сначала евреи отступили, но когда они увидели, что римляне направляются к Храмовой горе, они начали контратаку, не позволив римлянам захватить Храм. Флор признал поражение и приказал своим солдатам покинуть Иерусалим. Затем он придумал другую стратегию, чтобы завладеть сокровищами Храма. Он написал письмо своему начальнику, утверждая, что евреи восстают против Рима, и попросил прислать подкрепление.
Камца и Бар Камца
Талмуд рассказывает историю, которая произошла в то время и убедила римского императора, что евреи действительно восстают. Богатый человек устроил банкет и послал слугу пригласить важных гостей. В списке приглашенных был его друг по имени Камца. Однако слуга ошибся и вместо него пригласил Бар Камцу, врага хозяина. Когда хозяин увидел Бар Камцу на своем банкете, он потребовал, чтобы враг покинул его дом. Бар Камца, смущенный, предложил заплатить за свою еду. Хозяин настаивал на его уходе, даже несмотря на предложения Бар Камцы оплатить половину банкета, а затем и весь банкет. В итоге, хозяин выгнал Бар Камцу на глазах у всех гостей, ни один из которых не заступился за него. Решив отомстить за свое унижение, Бар Камца отправился в Рим и сказал императору, что евреи восстают против него. В качестве доказательства он предложил императору послать животное для жертвоприношения в Храм. Если евреи откажутся принести в жертву животное императора, это будет признаком восстания. Император последовал совету Бар Камцы. По дороге в Иерусалим Бар Камца нанес животному небольшое увечье, что сделало его непригодным для жертвоприношения. В Храме коэны обсуждали, стоит ли принести в жертву поврежденное животное, чтобы не разгневать императора, или убить Бар Камцу, чтобы он не сообщил императору, что его животное не было принесено в жертву, но в итоге они решили не делать ни того, ни другого. Бар Камца вернулся к императору и убедил его, что евреи действительно восстают против него. Эта история иллюстрирует ненависть и недоверие, царившие в Иерусалиме в то время. Атмосфера была подходящей для начала гражданской войны, что и произошло еще до прибытия войск императора в страну.
Война за контроль над Иерусалимом
В Иерусалиме разразилась гражданская война между зелотами и Друзьями Рима: первые захватили Нижний город и Храмовую гору, а вторые — Верхний город. Бои продолжались неделю, и ни одна из сторон не смогла одержать верх. Затем многие евреи пришли в Иерусалим, чтобы отметить праздник окончания заготовки дров для жертвенника в Храме, и среди них была группа сикариев — особо жестокая фракция зелотов, названная так в честь кинжалов (сика), которые они носили. Получив подкрепление, зелоты захватили Верхний город и подожгли дворец первосвященника и римское налоговое управление. Некоторые римские солдаты остались в крепости в Верхнем городе. Когда через две недели они сдались, им пообещали безопасный выход из Иерусалима. Однако, когда сикарии увидели безоружных солдат, они напали на них и перебили. Римляне ответили на еврейское восстание, подстрекая неевреев Римской империи нападать на своих еврейских соседей. Погромы произошли по всей Иудее, а также в Александрии и Дамаске. Десятки тысяч еврейских мужчин, женщин и детей были убиты.
Вам может понравится: