Найти в Дзене
Metametrica

Предупреждение Москвы сбылось: Как мирный митинг в Сербии перерос в попытку революции

На выходных в Белграде состоялся грандиозный митинг при участии практически тридцати тысяч человек. Протестующие выступали против открытия на территории Сербии рудника по добыче лития, соглашение о создании которого страна недавно подписала с Евросоюзом. Проект должен был стать ключевым шагом по переходу Европы к «зеленой» энергии и принести республике большое количество выгодных иностранных инвестиций.

Однако общественность встревожил вред, который литиевые шахты в теории могут нанести экологии - волнение в государстве нарастало даже несмотря на обещания Вучича не открывать добычу до тех пор, пока власти не будут уверены в ее соответствии всем экологическим стандартам.

Фото: Метаметрика
Фото: Метаметрика

О готовящейся забастовке по сценарию «цветных революций» Белград заранее предупреждала Россия. Вучич к сообщению отнесся серьезно и пообещал тщательно изучить информацию - как оказалось, не зря. Изначально митинг проходил вполне себе мирно и без происшествий: мероприятие было санкционированным, правоохранительные органы в него не вмешивались и наблюдали за толпой со стороны.

Однако ближе к концу акции в толпе активизировались несколько сотен провокаторов, громко призывающих митингующих идти маршем по столице. Внушительная часть толпы подчинилась и перекрыла пути железнодорожного вокзала сербской столицы, а также помешало движению на автостраде, по которой проходит международное грузовое сообщение. В руках некоторых участников шествия внезапно появились антиправительственные плакаты.

Полицейские задержали главных смутьянов мероприятия, и вскоре остальные его участники разъехались по домам. Вучич отметил, что силовики сработали хорошо и обошлись без применения насилия. Таким образом, обыденная демонстрация «внезапно» переросла в попытку дестабилизировать обстановку в стране, а взволнованные люди, убежденные, что они выступают за благие экологические намерения, стали в данной ситуации неким «расходным материалом» для тех, кто к организации неудавшегося переворота причастен.

Самое интересное - на контакт с властями наиболее активные сторонники протестов идти отказываются. Президент Вучич в своем обращении рассказал, что приглашал руководство различных политических партий, движений и объединений поговорить, однако ответа ни от кого так и не получил. Кроме того, в рядах НПО помимо чисто сербских организаций также присутствуют некие предприятия, получающие устойчивое финансирование из-за границы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Президент Вучич отметил, что видит и прекрасно понимает «гробовое молчание» Запада тогда, когда соседи, по идее, должны радоваться открытию такого перспективного проекта. Западное руководство, уверен сербский лидер, мечтает отобрать у Сербии ее суверенитет, и пользуется экологической псевдоугрозой с целью свержения власти. Он и его сторонники, как известно, отказываются принимать проукраинскую и американскую позицию, в своем политическом курсе стремясь к независимости - разумеется, такое положение дел не устраивает ни Вашингтон, ни Брюссель.

Так почему же именно Сербия? Первой причиной для организации переворота, послужило, как ни странно, развитие отношений с Китаем, который уже стал одним из самых крупных иностранных инвесторов для Белграда. Евросоюз пугает расширение Поднебесной на «их» территории, и Брюссель пытается силой расчистить себе доступ к сербским природным ресурсам, чтобы тем самым «вытеснить» КНР из балканской республики. Не устраивает европейскую «верхушку» и историческая дружба страны с РФ: западная русофобия никак не вяжется с симпатией, которую сербы уже много веков подряд испытывают к России.

Попытки устроить революцию в Сербии раннее уже были: взять те же беспорядки сразу после президентских выборов, когда организация «Сербия против насилия» оцепляла правительственные здания и блокировала движение по автотрассе.

Словом, когда у коллективного Запада не получается усадить где-нибудь подконтрольного ему руководителя, в ход идет уже хорошо знакомая нам стратегия: ситуация в негативном контексте раскручивается в СМИ, людей выводят бастовать под надзором особенно активных подстрекателей, протест обязательно приобретает политический контекст и сводится к требованию убрать действующую власть из страны.