Когда родители сталкиваются с ситуациями в школе, имеющими признаки буллинга, им важно разобраться в ситуации прежде, чем приступать к активным действиям. Информация о происходящем зачастую очень путанная. Вплоть до того, что это он(она) сам(сама) виноват(виновата). Это про жертву буллинга.
Я написал выше не «ситуация буллинга», а «ситуациями в школе, имеющими признаки буллинга» чтобы подчеркнуть факт того, что вначале, как правило, совсем не понятно, что же происходит у детей. Значит, нужны нюансы, детали, которые нужно уточнить и обсудить.
*
В одной из моих статей от 05 августа 2024 года на эту тему, она называлась,
«Что такое буллинг? Как он проявляется, в каком возрасте появляется, и как маскируется»?
Я писал о том, как проявляется буллинг. В частности, проявлениями буллинга могут быть:
«Оскорбления.
Злые и непристойные шутки, насмешки.
Оскорбительные клички.
Приписывание негативных для среды свойств и качеств.
Распространения слухов и сплетен.
Объявление бойкота.
И многое-многое другое».
Родителям буллей (так принято называть тех, кто придумывают и возглавляют издевательства), а порой и администрации школы часто кажется невыгодным признавать наличие проблем с буллингом у своего ребёнка, в своей школе. И тут начинаются «высасывание из пальца» оправданий и объяснений по поводу того, что агрессор вовсе и не агрессор, а сам он жертва, он такая жертва! Что его самого надо жалеть хвалить, а того, кого он оскорблял, унижал, бил, надо сдать учёным для проведения опытов на нём. Так как он ни на что больше и не годен.
Соответственно события пытаются оправдать, переопределить.
**
Так про распространение слухов и сплетен пытаются сказать, что это всего лишь информация, разве можно за это человека судить? Здесь имеет значение вовсе не то, имеют ли распространяемые слухи под собой какую-то реальную основу или нет. Важно именно оскорбительное содержание, распространяемых слух может быть преувеличением реально произошедшего события, при котором жертва выставляется в порочном свете.
Добавлю здесь, что как раз таки не редкость, а как правило слухи, порочащие жертву в случае буллинга имеют под собой какую-то реальную основу. Но, согласитесь, очень по-разному будет восприниматься, например, факт того, что:
- Одной из девочек нравился мальчик, но мальчик не захотел с ней гулять, если об этом будут говорить тихонько между собой в классе.
- Совсем по-другому эта ситуация будет восприниматься описанная выше реальная ситуация, приправленная придуманными деталями, когда в классе девочку будут обвинять, в том, что она хотела увести чужого парня, что она, якобы, предлагала ему себя в качестве сексуального объекта и бегала голая за ним, что он, якобы, при этом обзывал её уродиной и что, якобы, она давно больна СПИДом, гонореей, и другими венерическими болезнями.
***
Прямые оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки, оскорбительные клички, приписывание негативных для среды свойств и качеств порой, защищая буллей, пытаются выдать за шутку. Разница с шуткой здесь, в частности в том, что, если шутка не понравилась тому, на кого она направлена, тот может попросить прекратить такие шутки и извиниться.
Соответственно, если целью шутки было, как для шутки и положено, развлечение друзей или зрителей, то при провале шутки, а ситуация, когда она кого-то унизила и есть паровал шутки, тот кто шутил извинится и прекратит шутить таким образом. Если целью того действа, которое пытаются замаскировать шуткой, является унижение одного школьника или группы таковых, то извинения не бывает. По крайней мере добровольного извинения без привлечения помощи от администрации школы или родителей. Ну и прекращения унижающих действий тоже в этом случае не происходит, несмотря на протесты жертвы.
****
Дети просто не хотели с ним сегодня играть! Так порой пытаются объяснить бойкот.
Дети и правда могут выбирать, с кем играть, разговаривать. Но вот если это делается нарочито, демонстративно, если в это вовлекают других детей, то это уже чистой воды бойкот.
Эта форма буллинга зачастую недооценивается теми, кого ситуация буллинга прямо или косвенно касается, кроме жертвы, конечно. Жертва как раз таки от бойкота страдает едва ли не сильнее всего. Да и многие специалисты относят бойкот к числу самых опасных форм буллинга отмечая то, что чаще остальных приводит к суициду.
*****
Некоторые аспекты диагностики буллинга, причин, способствующих его возникновению, бывает сложно разобрать человеку, не являющемуся специалистом в этой теме. В этом случае обращение к психологу может подсветить «слепые пятна темы»
Предложу моим подписчикам и читателям поделиться своим мнением в теме буллинга в целом, и в отношение поднятых в этой публикации вопросов и рассуждений.
******
Не всё что можно сказать про буллинг умещается в этой статье. Чтобы дать больше информации на тему буллинга выше я уже указывал название одной из предыдущих моих статей на эту тему, и для полноты информации дам ссылки на другие мои публикации по теме ниже.
Есть статья, опубликованная 10 августа 2024 года, она называлась,
«Как отличить буллинг от обычного для детей и подростков уровня агрессии»?
Где я рассказывал о признаках буллинга.
Статья, опубликованная 11 августа 2024 года, она называлась,
«Почему буллинг в школе долгое время может оставаться не замеченным»? Можете прочитать её по ссылке - https://www.b17.ru/article/552773/?prt=89656054699ivan
В которой говорил о причинах латентности этого явления.
2 августа вышло интервью со мной на тему буллинга в программе «7 дней плюс» на телеканале ТНВ (телерадиокомпания «Новый Век») оно же было в региональное время Республики Татарстан опубликовано на ОТР (Общественное телевидение России). В рамках того 26 минутного эфира я рассказывал некоторые важные аспекты этой темы, поэтому интервью может быть полезным интересующимся этой темой.
Для тех, кто не смотрел это интервью на ТВ, но кому тема интересна предоставлю возможность посмотреть его по ссылке на YouTub канал телекомпании ТНВ. Ссылка вот - https://youtu.be/2OIrdyVb6cE.
Моя фотография с эфира на тему буллинга на телевидение
Если есть некоторые сложности с YouTub, поэтому дам ссылку и на телеканал ТНВ Вконтакте, где тоже интервью со мной уже загружено. Ссылка Вконтакте - https://vk.com/video-25135129_456258451.
*******
Тема буллинга не вмещается в рамки одной, да и даже нескольких публикаций, если будет запрос на эту тему, продолжу разбор её в следующих публикациях.
Жду Ваших откликов!
********
Эта публикация являются моей авторской, копирование статьи или её частей допускаются только с указанием авторства и ссылкой на статью.
*********
Спасибо читателям за внимание!
С Уважением,
Матрёнин Иван Николаевич
Психолог. Семейный психолог. Медицинский (клинический) психолог.
Автор: Матрёнин Иван Николаевич
Психолог, Медицинский семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru