Особняк по адресу Денежный переулок, дом 5 стр. 1 сегодня занимает посольство Италии. Это здание известно происшествиями курьезным, трагическим и романтическим. Но сначала немного об истории участка.
История места
С 1806 года участок принадлежал Катерине Зотовой. Дом с флигелями и конюшнями сгорел в пожаре 1812 года, уцелел только сад. Восстановил усадьбу уже к 1818 году граф Петр Андреевич Ефимовский: построил большой деревянный дом с двумя флигелями в соответствии с тогдашней модой в стиле ампир. В 1831 году усадьбу купил Михаил Николаевич Загоскин, действительный статский советник, русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.
До покупки в 1893 году усадьбы Бергом владельцы менялись каждые 7-8 лет.
Строительство особняка
Сергей Павлович Берг, миллионер, владелец текстильных мануфактур и сахарорафинадного производства, литейных заводов и золотых приисков, велел все перестроить. Архитектор Иван Аввакумович Гевенов построил вдоль тротуара одноэтажный каменный дом, в саду поставил деревянные беседки – две в русском стиле и две в восточном. Результат Берга не удовлетворил – не статусно для миллионера. Для строительства нового дома был приглашен Пётр Бойцов снискавший репутацию мастера, способного создать хоть замок, хоть дворец.
СПРАВКА. Жизнь Петра Самойловича Бойцова мало изучена, выше годы рождения и смерти точно не установлены, примерно 1849, Нижний Новгород - 1918, Москва. Бойцов – самоучка, так и не получивший разрешения (лицензии) на производство строительных работ; вероятно обучался в Строгановском училище технического рисования. В 1860-х –1870-х годах работал в Нижнем Новгороде, занимался прикладным искусством –создавал мебель, скульптуру, орнаментальную живопись; с 1870-х годов начал архитектурную деятельность. В Москве Бойцов женился на дочери (или сестре) мебельного фабриканта П. А. Шмита, работал на шмитовской мебельной фабрике, проектировал мебель и интерьеры. В середине 1880-х годах. Бойцов входит в круг наиболее востребованных московских архитекторов. В 1890–1895 годах Бойцов безвозмездно принял участие в разработке оформления залов Императорского исторического музея. В 1898 году принял участие в архитектурном конкурсе на проект Музея изящных искусств, получил за него поощрительную золотую медаль. Его проект был взят за основу Р. И. Клейном при дальнейшей разработке проекта музея. Так как Бойцов не имел официального права на производство строительных работ, строительство по его проектам вели другие архитекторы (А. В. Флодин, А. Г. Венсан, Н. А. Мемнонов, К. А. Дулин и другие). Императорская академия художеств в 1890 году отказала ему в звании академика, только в 1911 году Бойцов был принят в Московское архитектурное общество. До конца 1918 года жил в собственном доме на Спиридоновке. Дальнейшая судьба неизвестна.
В 1897 году был построен новый дом: фасад в стилистике ренессанса, облицован серым песчаником, украшен каменной резьбой, отделен от тротуара изящной кованой оградой:
Интерьеры с элементами готики, барокко, неогреческого и даже модерна:
Сергей Павлович был человеком передовых взглядов – сторонником парламентаризма и любителем технических новинок. В особняке был телефон и все прочие удобства: горячую воду и подачу теплого воздуха обеспечивала размещенная в подвале котельная, в люстрах под потолками и настенных светильниках сияли электрические лампочки. Именно с электрическим освещением в доме и связано первое происшествие, комическое.
Электрический бал. Анекдотическая история
По легенде именно дом Бергов был первым частным домом с электрическим освещением. По случаю новоселья Берги устроили в особняке пышный прием. Москвички, привыкшие еще к приглушенному свету газовых рожков, явились в соответствующем макияже. И, когда зажгли свет, оказалось, что выглядят они весьма комично: яркие румяна и мертвенная бледность щедро напудренных лиц делали дам похожими на кукол. Хозяйка дома, супруга Сергея Берга, знакомая с подобным освещением, знала, как к нему подготовиться. Поэтому на фоне гостей она выглядела особенно свежо и красиво. Неудивительно, что приглашенные дамы затаили обиду. Некоторые даже отказали Бергам на несколько лет от дома.
История про «электрический бал» была рассказана Гиляровским. Скорее всего, дом Бергов не был первым с электрическим освещением: первая электростанция была построена в Москве еще в 1888 году, и особняк другого миллионера-сахарозаводчика П.И. Харитоненко (Софийская набережная, 14с1), построенный в 1893 году, тоже, наверное, был оснащен электричеством.
Убийство Мирбаха. Трагическая история
Весной 1918 года семье было предложено покинуть дом. Особняк предназначался для посланника Мирбаха. Германская дипломатическая миссия во главе с графом Мирбахом разместилась здесь 23 апреля 1918 года. 6 июля два молодых человека с мандатами ВЧК приехали в посольство, предъявили бумагу за подписью Дзержинского (подделанной), где говорилось, что товарищи Андреев и Блюмкин уполномочены «войти в переговоры с Господином Германским Послом по поводу дела, имеющего непосредственное отношение к Господину Послу». После разговора с послом пришедшие выхватили из портфелей пистолеты и открыли огонь. Граф Вильгельм фон Мирбах-Харфф был смертельно ранен и умер через несколько минут. При этом Андрееву было на тот момент 28 лет, а Блюмкину всего 19.
Со слов Луначарского известно, как отреагировал на сообщение об убийстве Мирбаха Ленин: «Искать. Хорошо искать. Искать и… не найти». Несмотря на то, что в тот же день Владимир Ленин посетил особняк и принес соболезнования, немецкое представительство покинуло Москву. С убийства посла началось восстание эссеров, но это уже другая история, у нас же по плану следующая, романтическая.
Знакомство Булгакова с будущей женой. История романтическая
В начале 1920-х годов бывший дом Берга превратился в Бюробин (Бюро по обслуживанию иностранцев). Здесь проводили литературные вечера, на которых собирались писатели и поэты. В Берлине выходила эмигрантская газета «Накануне», настолько лояльная по отношению к Советам, что купить ее можно было и в СССР. В честь посетившего Москву в начале 1924 года Алексея Толстого проходил в Денежном переулке торжественный прием. Толстой редактировал еженедельное литературное приложение к «Накануне», поэтому на прием были приглашены печатавшиеся там московские авторы, среди которых был и Михаил Булгаков. Именно в этот вечер он познакомился с Людмилой Белозёрской, которая станет его второй женой и которой он посвятит повесть «Собачье сердце» и роман «Белая гвардия».
"Передо мной стоял человек лет 30—32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри глубоко вырезаны; когда говорит, морщит лоб. Но лицо в общем привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит — способное выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило — на Шаляпина!"
Л.Е. Белозёрская, «О, мед воспоминаний»
Посольство Италии
В 1924 году дом в Денежном переулке отдали посольству Италии, которое располагалось в здании до начала Второй мировой войны, затем его сменило посольство Японии, а итальянцы вернулись в особняк Берга лишь в 1949 году. Итальянское посольство находится здесь и сейчас.
Теоретически попасть в посольство Италии можно в дни исторического и культурного наследия 18 апреля и 18 мая. А еще в посольстве Италии проходят музыкальные вечера.
Интересно, что консульство Италии находится тоже в доме Бергов (Якиманская набережная, 10, 1861 года)
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
ИСТОЧНИКИ
Городская усадьба Берга. Сайт Клуба пешеходных экскурсий
Экскурсия в посольство Италии (Особняк Берга). Фото интерьеров
Сайт посольства Италии