Можете меня поздравить. Я потерял девственность с Райнером Вернером Фассбиндером. Ну, в смысле, наконец-то посмотрел хотя бы один из его фильмов. И тем самым закрыл главный свой кинематографический пробел, ведь прежде ничего из его фильмографии не видел, хотя давно собирался.
Правда, начал не с того конца. Всё же, с творчеством любого режиссёра лучше начинать знакомиться с раннего творчества, а далее — в хронологическом порядке. Так оно — творчество — открывается в большей мере, становится понятней. Ну, и это дополнительное удовольствие — наблюдать, как какой-то автор растёт в художественном плане и прогрессирует (ну, или деградирует — это уж кто как).
Я же с Фассбиндером знакомство начал с предпоследнего его фильма, с «Тоски Вероники Фосс». Собственно, сразу после фестивального триумфа этого фильма он и умер при обстоятельствах, которые делают эту смерть печально символичной и даже мистической (погуглите, это интересно).
Но так уж получилось, что мне по работе пришлось скачать этот фильм. Вот я и воспользовался случаем — закрыл пробел в собственной насмотренности. И что могу сказать? Ну, не в восторге.
То есть — да. «Тоска Вероники Фосс» свидетельствует, каким невероятно талантливым был Фассбиндер. Как он невероятно затейливо выстраивал кадры, как невероятно умело работал с актёрами (у него даже непрофессионалы раскрывались и становились кинозвёздами, правда — арт-хаусного масштаба). Но при этом, всё это кажется слишком театральным (и неудивительно, ведь с театра всё у немца и его звёзд начиналось). Мизансцены какие-то вычурные, освещение неестественное (так и представляешь, как бы мучались с ним осветители в театре), актёры местами переигрывающие (хотя, возможно это как раз в «Тоске», вероятно, сделано специально).
В итоге — разумом понимаешь, какое это замечательное кино. И даже — Кино, с большой буквы. Но эмоционально не трогает, не вовлекает. Разве что в паре-тройке мест.
Но вот когда заранее знаешь, о чём эта история, и «откуда ноги растут», «Тоску Вероники Фосс» становится смотреть намного интереснее. Напомню (ну, или просвещу, кто не в курсе), что заглавная героиня — бывшая кинозвезда немецкого кинематографа периода гитлеризма. После Второй мировой войны с ней мало, кто хочет работать, — идут слухи о её связях с Гиббельсом, и о любви к ней самого Адольфа. И небездарная, но невостребованная, да к тому же начинающая стареть актриса постепенно сходит с ума и «сторчивается» наркотой, которую ей поставляет деспотичная докторша.
Так вот, история эта не придумана. За её основу взята трагическая судьба Сибил Шмитц, немецкой кинозвезды периода гитлеризма, которая оказалась невостребованной в послевоенной Германии и постепенно «сторчалась» до смерти. И кончину её связывали с некоей докторшей, поставлявшей своей клиентуре сильнодействующие препараты.
Забавно, что я, прежде много раз натыкаясь на статьи о «Тоске Вероники Фосс», глядя на кадры оттуда, был уверен, что главную героиню сыграла любимая актриса Фассбиндера, знаменитая Ханна Шигула. Ещё удивлялся, что её грим так сильно изменил. И только сев за просмотр фильма понял, что это ошибочное представление — Веронику Фосс сыграла совсем другая актриса, Розель Цех. И сыграла потрясающе!
Впрочем, пока даже впечатляющие актёрские работы пока меня большим поклонником Фассбиндера не сделали. Да, я обязательно посмотрю другие его фильмы, по крайней мере — из тех, что считаются шедеврами мирового кинематографа. И, возможно, даже полюблю их. Но покамест главными немецкими режиссёрами для меня остаются Ланг, Вендерс и Херцог. Добавится ли к ним Фассбиндер?
А какие у вас есть незаполненные пробелы в плане кино? Чьи фильмы вы давно собираетесь посмотреть, но никак «руки не доходят»?