Найти тему
КиноРаритет

Потеря невинности с Вероникой Фосс

Можете меня поздравить. Я потерял девственность с Райнером Вернером Фассбиндером. Ну, в смысле, наконец-то посмотрел хотя бы один из его фильмов. И тем самым закрыл главный свой кинематографический пробел, ведь прежде ничего из его фильмографии не видел, хотя давно собирался.

Райнер Вернер Фассбиндер и сам появляется в фильме «Тоска Вероники Фосс», в первой же сцене
Райнер Вернер Фассбиндер и сам появляется в фильме «Тоска Вероники Фосс», в первой же сцене

Правда, начал не с того конца. Всё же, с творчеством любого режиссёра лучше начинать знакомиться с раннего творчества, а далее — в хронологическом порядке. Так оно — творчество — открывается в большей мере, становится понятней. Ну, и это дополнительное удовольствие — наблюдать, как какой-то автор растёт в художественном плане и прогрессирует (ну, или деградирует — это уж кто как).

Я же с Фассбиндером знакомство начал с предпоследнего его фильма, с «Тоски Вероники Фосс». Собственно, сразу после фестивального триумфа этого фильма он и умер при обстоятельствах, которые делают эту смерть печально символичной и даже мистической (погуглите, это интересно).

Самая известная сцена фильма «Тоска Вероники Фосс» - прощальная вечеринка угасающей кинозвезды
Самая известная сцена фильма «Тоска Вероники Фосс» - прощальная вечеринка угасающей кинозвезды

Но так уж получилось, что мне по работе пришлось скачать этот фильм. Вот я и воспользовался случаем — закрыл пробел в собственной насмотренности. И что могу сказать? Ну, не в восторге.

То есть — да. «Тоска Вероники Фосс» свидетельствует, каким невероятно талантливым был Фассбиндер. Как он невероятно затейливо выстраивал кадры, как невероятно умело работал с актёрами (у него даже непрофессионалы раскрывались и становились кинозвёздами, правда — арт-хаусного масштаба). Но при этом, всё это кажется слишком театральным (и неудивительно, ведь с театра всё у немца и его звёзд начиналось). Мизансцены какие-то вычурные, освещение неестественное (так и представляешь, как бы мучались с ним осветители в театре), актёры местами переигрывающие (хотя, возможно это как раз в «Тоске», вероятно, сделано специально).

По этому статичному кадру в сцене из «Тоски Вероники Фосс» не видно, но он оживляется назойливо скачущими бликами, непонятно зачем Фассбиндером добавленные
По этому статичному кадру в сцене из «Тоски Вероники Фосс» не видно, но он оживляется назойливо скачущими бликами, непонятно зачем Фассбиндером добавленные

В итоге — разумом понимаешь, какое это замечательное кино. И даже — Кино, с большой буквы. Но эмоционально не трогает, не вовлекает. Разве что в паре-тройке мест.

С этими старичками связана одна из самых пронзительных линий в «Тоске Вероники Фосс»
С этими старичками связана одна из самых пронзительных линий в «Тоске Вероники Фосс»

Но вот когда заранее знаешь, о чём эта история, и «откуда ноги растут», «Тоску Вероники Фосс» становится смотреть намного интереснее. Напомню (ну, или просвещу, кто не в курсе), что заглавная героиня — бывшая кинозвезда немецкого кинематографа периода гитлеризма. После Второй мировой войны с ней мало, кто хочет работать, — идут слухи о её связях с Гиббельсом, и о любви к ней самого Адольфа. И небездарная, но невостребованная, да к тому же начинающая стареть актриса постепенно сходит с ума и «сторчивается» наркотой, которую ей поставляет деспотичная докторша.

Врачиха с подругой в «Тоске Вероники Фосс» кажутся какими-то бездушными рептилоидами и не на шутку пугают
Врачиха с подругой в «Тоске Вероники Фосс» кажутся какими-то бездушными рептилоидами и не на шутку пугают

Так вот, история эта не придумана. За её основу взята трагическая судьба Сибил Шмитц, немецкой кинозвезды периода гитлеризма, которая оказалась невостребованной в послевоенной Германии и постепенно «сторчалась» до смерти. И кончину её связывали с некоей докторшей, поставлявшей своей клиентуре сильнодействующие препараты.

Та самая Сибил Шмитц, чья судьба вдохновила Райнера Вернера Фассбиндера на фильм про Веронику Фосс
Та самая Сибил Шмитц, чья судьба вдохновила Райнера Вернера Фассбиндера на фильм про Веронику Фосс

Забавно, что я, прежде много раз натыкаясь на статьи о «Тоске Вероники Фосс», глядя на кадры оттуда, был уверен, что главную героиню сыграла любимая актриса Фассбиндера, знаменитая Ханна Шигула. Ещё удивлялся, что её грим так сильно изменил. И только сев за просмотр фильма понял, что это ошибочное представление — Веронику Фосс сыграла совсем другая актриса, Розель Цех. И сыграла потрясающе!

Розель Цех не так известна, как Ханна Шигула, но тоже невероятно талантливая актриса
Розель Цех не так известна, как Ханна Шигула, но тоже невероятно талантливая актриса

Впрочем, пока даже впечатляющие актёрские работы пока меня большим поклонником Фассбиндера не сделали. Да, я обязательно посмотрю другие его фильмы, по крайней мере — из тех, что считаются шедеврами мирового кинематографа. И, возможно, даже полюблю их. Но покамест главными немецкими режиссёрами для меня остаются Ланг, Вендерс и Херцог. Добавится ли к ним Фассбиндер?

Очень радостно было увидеть в «Тоске Вероники Фосс» одного из самых известных немецких актёров Армина Мюллера-Шталя
Очень радостно было увидеть в «Тоске Вероники Фосс» одного из самых известных немецких актёров Армина Мюллера-Шталя

А какие у вас есть незаполненные пробелы в плане кино? Чьи фильмы вы давно собираетесь посмотреть, но никак «руки не доходят»?