В прошлых выпусках мы выяснили, что Фалес считал первоначалом воду, Анаксимандр — апейрон, Анаксимен — воздух, Пифагор — число, а Гераклит — огонь. Эмпедокл очень дипломатично говорит, что в основе всего лежат 4 элемента: вода, огонь, земля и воздух. Он называет их «корнями вещей». Они неизменны и вечны, заполняют собой всё пространство и находятся в постоянном движении. Дальше Эмпедокл говорит, что в мире нет ни исчезновения, ни возникновения т.е. жизнь и смерть вещей — это иллюзия. То же самое мы слышали у Парменида. Но если Парменид выводил это положение из тезиса «Бытие есть, а небытия нет», то Эмпедокл рассуждает по-другому. Он говорит, что то, что нам кажется возникновением, происходит тогда, когда эти первые элементы соединяются друг с другом, исчезновение, соответственно, случается тогда, когда они разъединяются. Бытие же при этом фундаментально остаётся единым и неизменным. Корни вещей находятся в постоянном движении, но не потому, что такова их природа. По природе своей они к