Найти тему
Гуманитарщина

Элейская школа

Парменид — это, пожалуй, первый мощный онтолог и гносеолог. Его очень заботит бытие т.е. самые основы нашего существования и постигаемость этих основ.

Парменид говорит, что есть сущее и не-сущее. Под сущим он понимает наличие или заполненность т.е. сущее это не просто абстракция. Дальше Парменид говорит, что в действительности есть только сущее, а не-сущего нет, потому что первое мыслимо, а второе не мыслимо. Если заменить слова «сущее» и «не-сущее» на «нечто» и «ничто», то получается, что существует только нечто, потому что его мы можем помыслить, а ничто не существует, потому что его мы помыслить не можем. Таким образом получается, что ничто это всего лишь слово в нашем языке, которое удобно использовать в повседневной речи, но не более. С онтологической точки зрения, ничто не существует. Парменид говорит, что помимо бытия нет ничего т.е. есть только бытие, а небытия нет.

Пока ничего сложного.

Далее Парменид говорит, что сущее никогда не возникало и никогда не перестанет быть, потому что сущее может возникнуть только из своей противоположности — из не-сущего — но, как мы выяснили выше, не-сущего нет, потому что оно немыслимо. Ничто не может породить нечто, потому что оно ничто. Исчезнуть сущее не может по той же причине: исчезновение предполагает переход в не-сущее, но его, опять же, нет. Отсюда следует, что к сущему не применимы понятия «прошлого» и «будущего»: нельзя сказать, что оно было, и нельзя сказать, что оно будет. Оно просто есть. Оно едино, целостно, неделимо, неподвижно и неизменно.

Дальше Парменид говорит, что мышление не отличается от бытия, потому что мышление — это всегда мышление о сущем: когда мы думаем, мы всегда думаем о чём-то. А уже отсюда следует, что истину, то есть, то, как всё обстоит на самом деле, можно постичь только разумом, а не чувствами, ведь чувства всегда заблуждаются.

Так Парменид входит в спор с Гераклитом. У одного всё течёт всё меняется, борьба противоположностей, движение вверх-вниз суть одно и то же, и, по логике, бытие и небытие суть одно и то же. У другого бытие есть, небытия нет, противоположностей нет, поскольку сущее едино и неделимо, ничего не течёт и не меняется, потому что это лишь иллюзия — на самом деле бытие неизменно.

У Парменида был ученик Зенон. Он придумал более конкретные рассуждения, на примере которых пытался показать, что движения и множественности онтологически не существует. Эти рассуждения называется апориями. Слово апория можно перевести как «безвыходное положение». Сейчас будет понятно почему.

Первая апория — это «Ахиллес и черепаха». Представим, что они участвуют в забеге. Ахиллес очень быстрый, черепаха очень медленная. Изначально черепаха находится на тысячу шагов впереди Ахиллеса. Они начинают движение и в какой-то момент Ахиллес добежит до той точки, где стартовала черепаха, но за это время сама черепаха немного продвинется вперёд. За следующую единицу времени Ахиллес добежит до новой точки, где оказалась черепаха, но за это время сама черепаха снова проползёт и т.д. Получается, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Выше мы выяснили, что истина постигается только разумом. Вот мы порассуждали о движении и пришли к трудности, выходит, что движения на самом деле нет.

Вторая апория — «Множественность». Допустим, что существующих вещей много. Если их много, то их должно быть ровно столько, сколько есть — не больше и не меньше. Это очень логично. Но если их столько, сколько есть, значит их число ограничено. С другой стороны, если вещей много, их число неограничено, потому что среди одних вещей всегда есть другие, среду других есть третьи и т.д. Снова противоречие и получается оно из-за того, что мы допустили, будто множественность существует. Очевидно, что на самом деле её нет.

Вот так рассуждали в Элейской школе. Самое удивительное в том, что эти и многие другие апории в общем так и не удалось опровергнуть или каким-то образом разрешить. Это значит, что они схватывают что-то очень важное относительно нашей реальности. Зенон, напомню, жил в 5 веке до н.э.

Резюме. Бытие есть небытия нет. Множественность, движение и ничто — иллюзия. Бытие просто есть, о нём нельзя говорить в прошлом или будущем. Оно едино, неделимо и тотально. Это можно продемонстрировать на апориях Зенона.