Найти тему
История КАМАЗа

О Ставропольском заводе автоприцепов.

40 лет назад, в ноябре 1983 года, в «КАМАЗовская империя» объединяла следующие заводы.

Сегодня расскажу о Ставропольском заводе автоприцепов (СЗАП). (Ранее выложенная информация о заводе здесь - https://dzen.ru/a/ZgqzDLDf1hwtr9Vz).

Строительство СЗАП было начато в марте 1968 года. В декабре 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию I очередь завода по выпуску 25 000 автомобильных прицепов в год. В 1972 году было начато серийное производство бортовых полуприцепов к автомобилям ЗИЛ и КОЛХИДА, самосвальных прицепов ГКБ-819 грузоподъёмностью 7 тонн к автомобилям ЗИЛ и ММЗ-554.

18 августа 1976 года, на основании приказа Полякова Виктора Николаевича - министра автомобильной промышленности СССР, Ставропольский завод автомобильных прицепов вошёл в состав КАМАЗа и был перепрофилирован на производство прицепной техники к автомобилям КАМАЗ. В конце 1970-х и начале 1980-х годов СЗАП для выпуска автомобильного прицепа ГКБ-8350 был доукомплектован необходимым оборудованием, на Ставропольском заводе были пересмотрены технологические процессы, внедрены более прогрессивные процессы в области механической, термической обработки, сварки и окраски.

В конце 1970-х годов КАМАЗ неоднократно направлял своих рабочих для оказания помощи Ставропольскому заводу. Внизу – один из приказов генерального директора КАМАЗа «О направлении рабочих на Ставропольский завод автоприцепов», датированный 7 января 1977 года.

В 1980 году на Ставропольском заводе был изготовлен 50 000 прицеп. Им стал прицеп к автопоезду КАМАЗ. Вот как об этом рассказывала газета «Ставропольская правда» от 27 марта 1980 года.

-3
Автомобиль КАМАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350.
Автомобиль КАМАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350.

Прочтите интервью с Черных В.И. – главного сварщика СЗАП, опубликованное в газете «Рабочий КАМАЗа» от 11 июня 1980 года, рассказывающее об окончании монтажа автоматической линии сварки бортов прицепа и начале выпуска прицепа ГКБ-8350.

-5

Благодаря проделанной работе на СЗАП существенно вырос темп производства автоприцепов. Заметка из газеты «Правда» от 6 апреля 1982 года рассказывает о выпуске 100 000 прицепа, грузоподъёмностью 8 тонн.

-7
Автомобиль КАМАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350.
Автомобиль КАМАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350.

Несмотря на хороший набранный темп, Ставропольский завод приносил КАМАЗу немало проблем. Прочтите рассказ о положении дел на СЗАП, опубликованный в газете «Рабочий КАМАЗа» от 25 августа 1982 года.

-9

Известно, что этот восьмитонный прицеп поначалу был на 13 килограммов тяжелее и на 50 миллиметров выше, чем заложено в проекте. Но конструкторы СЗАП постоянно совершенствовали свои разработки. Внизу рассказ о проделанной работе ставропольских конструкторов, опубликованный в газете «Рабочий КАМАЗа» от 18 октября 1984 года.

-10
Прицеп СЗАП-8357.
Прицеп СЗАП-8357.

А вот ещё отчет о работе СЗАП, опубликованный в газете «Рабочий КАМАЗа» от 13 сентября 1984 года.

-12
Автомобиль КАМАЗ-53222 с прицепом ГКБ-8350. Август 1979 года.
Автомобиль КАМАЗ-53222 с прицепом ГКБ-8350. Август 1979 года.

Стоит сказать, что к концу 1980-х годов Ставропольский завод стал крупнейшим производителем автомобильных прицепов в Советском Союзе. Ко моменту распада СССР СЗАП чувствовал себя довольно неплохо. В 1990 году был достигнут максимальный объём производства прицепов, который составил 42 600 штук в год. Затем, в 1990-е годы завод 2 раза менял свою юридическую форму: в период с августа 1992 по июль работал, как АООТ «Автоприцеп-КАМАЗ», а 25 июля 1995 года был преобразован в ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ».

Прицеп СЗАП-93272.
Прицеп СЗАП-93272.

По итогам работы в 2004 году ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» получило чистую прибыль в размере, превышающем 19 000 000 рублей. В начале XXI века было организовано серийное производство самосвальных полуприцепов СЗАП-9517 и СЗАП-95171, контейнеровозов и другой техники.

Прицеп СЗАП-95171.
Прицеп СЗАП-95171.
Автомобиль КАМАЗ-4308 с прицепом типа ТАНДЕМ СЗАП-830622. 2006 год.
Автомобиль КАМАЗ-4308 с прицепом типа ТАНДЕМ СЗАП-830622. 2006 год.

Дочерним предприятием КАМАЗа ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» было до 2015 года. 10 лет назад гамма выпускаемой техники на Ставропольском заводе состояла из 20 базовых моделей и их 80 модификаций. Производственная база позволяла «быстро внедрять на предприятии новейшие технологии по изготовлению надёжной прицепной автомобильной, сельскохозяйственной техники, а также автомобилей под маркой «СЗАП» на базе шасси автомобилей «КАМАЗ».

Сегодня ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» нет в списке подразделений, входящих в группу ПАО «КАМАЗ».

Внизу фамилии директоров Ставропольского завода автоприцепов. Для информации Письменный Евгений Яковлевич – работал директором завода с 1997 по апрель 2011 года.

-17

Авто
5,66 млн интересуются